Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Дорога к славе в патриотической армии и свободной стране открыта всем. Джордж Вашингтон (1732-1799), американский государственный деятель, первый всенародно избранный президент США


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


02.04.2023, воскресенье. Московское время 08:59


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ

Закон о партиях: сумма противоречий

Вступивший в силу 11 июля сего года «президентский» проект Федерального Закона «О политических партиях» и раньше вызывал немало разногласий и противоречивых оценок. Причем критике подвергаются самые разные концепции этого закона, что не может не говорить о его сомнительности в целом. Среди бросающихся в глаза недостатков называют, прежде всего, его чрезмерную детализированность, количественный принцип регистрации партий, что может привести к их коммерциализации (как это уже произошло со сборами подписей в поддержку кандидатов). Сомнительна и идея государственного финансирования: это приведет к тому, что из манипулируемых партии превратятся в управляемые. Последнее особенно очевидно при непосредственном рассмотрении закона - ведь рычаги контроля над партиями фактически передаются в руки бюрократии в погонах - Минюсту, МВД и прокуратуре.

Напомню, что согласно принятому в конце концов законопроекту право именоваться партией (и, следовательно, участвовать в выборах) получают лишь движения общей численностью не меньше 10 тысяч человек и имеющие свои организации в большинстве субъектов федерации. Тогда как подобное положение действительно способно «отфильтровать» сотни карликовых, никому не известных движений, облегчив избирателю выбор, под ударом вполне могут оказаться и «правые» в лице СПС, количество членов которого в настоящее время составляет около 10 тысяч. Притом что 5-процентный порог прохождения в Думу было решено не менять, появление там «правых» после следующих выборов представляется сомнительным. Тогда как «партии власти» (какое бы название через три года она ни носила), равно как и КПРФ, едва ли что-то угрожает. Что касается «Яблока», то после последних парламентских и президентских выборов его будущее вряд ли кто-то рискнет представить в радужном цвете. Так что, несмотря на прогнозы Александра Вешнякова, что претендующих на власть партий будет не более (но и не менее) 15 - 20, реальные шансы оказаться в Думе - и уж тем более разделить в ней влияние - получают все те же «партия власти», КПРФ да, может быть, еще неизменный Владимир Вольфович со товарищи.

Исчезают с политического поля и региональные партии - по новому закону они просто перестают считаться таковыми - опять же потому, что, согласно статье третьей, «политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации».

Как видим, противоречий у нового «Закона о политических партиях» немало. Вместо декларируемого укрепления власти в стране идет всего-навсего укрепление бюрократии, по сути - возвращение к брежневскому стилю управления, и в этом контексте «странности» отдельных законов выглядят вполне органично. А в данном случае результаты российское общество сможет почувствовать на себе не раньше следующих федеральных выборов.

О. Ляхович

Полная версия этой статьи опубликована в «Общей газете» (Номер 35 от 30.08) под заголовком «Конец хода. Закон о партиях против общества»:
http://www.og.ru/archieve/2001/35/mat/ko2.shtml


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2023  Карта сайта