Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Демократия поощряет большинство принимать решения по вопросам, о которых большинство не имеет никакого представления. Джон Саймон


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


14.07.2020, вторник. Московское время 07:24


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Приложение 2

Проект «Асе», файл «рсс08»:
Ограничения на выдвижение кандидатов
(Pinto-Duschinsky, 1998)

Правила, определяющие отбор кандидатов для участия в выборах государственных должностных лиц, отражают противоречия между следующим двумя принципами. С одной стороны, ограничения на выдвижение кандидатов должны быть настолько минимальными, насколько это возможно. В конце концов, этого требует основополагающий принцип свободного политического процесса. В идеальном варианте любой гражданин, обладающий правом голоса, должен также обладать правом быть выдвинутым в качестве кандидата на выборную государственную должность. Однако, с другой стороны, учитывая особую ответственность выборных должностей, требования к кандидатам должны быть более жесткими чем требования к рядовым избирателям. Более того, некоторые государственные должности должны замещаться лицами, нейтральными в политическом отношении. Следовательно, лица, занимающие такие должности, не могут в инициативном порядке выдвигать себя в качестве кандидатов на выборные должности.

Доктор Гудвин-Джилл следующим образом комментирует правовые принципы, содержащиеся в европейской Конвенции о правах человека и касающиеся ограничений по выдвижению кандидатов для участия в выборах государственных должностных лиц: «Европейская юриспруденция признает ряд ограничений применительно к праву гражданина выдвигаться на выборную должность (включая, например, судимость, длительность проживания в данной местности или стране) и вместе с тем требует, чтобы такого рода условия и ограничения были оправданы и соответствующим образом оформлены в законодательном отношении, как это практикуется в нормальном демократическом обществе. Такие ограничения должны быть в духе принципа недискриминации. Любое незаконное ущемление гражданина в его политических свободах и правах на основе лишь политических предпочтений или пристрастий может незаметно вырасти в серьезную угрозу демократическому процессу».

Вот некоторые примеры ныне действующих ограничений такого рода:

Гражданство

Это условие весьма распространенное, хотя и не универсальное. На выборах в Европейский парламент кандидаты в любой стране могут быть гражданами любой другой страны-члена Европейского Союза. На выборах в Великобритании и на Ямайке в качестве кандидатов могут быть зарегистрированы граждане стран Британского содружества наций.

В других случаях требования гражданства для кандидатов являются более жесткими чем для рядовых избирателей. В Соединенных Штатах Америки, к примеру, кандидат в президенты должен быть не просто гражданином Соединенных Штатов, но гражданином Соединенных Штатов по рождению. Аналогичное условие существует для кандидатов в члены Сената Колумбии и для кандидатов в обе палаты парламента Боливии. В Соединенных Штатах Америки существует девятилетний ценз гражданства для кандидатов в Сенат США и семилетний ценз гражданства для кандидатов на выборах членов Палаты представителей. В Аргентине аналогичные условия для Сената и Палаты депутатов составляют шесть лет и четыре года, соответственно. В Уругвае эти ограничения составляют семь и пять лет.

Оседлость

Показатели ценза оседлости по некоторым странам выглядят следующим образом: Коста-Рика -10 лет (не обязательно в том избирательном округе, где данный гражданин выдвигается в качестве кандидата), Норвегия - 10 лет (не обязательно в течение непрерывного периода, предшествующего выдвижению в качестве кандидата на государственную выборную должность), в Соединенных Штатах Америки - 14 лет.

В Соединенных Штатах Америки кандидат в конгрессмены США должен проживать в штате, от которого он выдвигается. Кандидаты в Палату представителей Филиппин должны по крайней мере

в течение одного года быть жителями того штата, от которого они выдвигаются. В Эквадоре кандидаты в национальный парламент должны быть урожденными той провинции, от которой выдвигаются, или проживать в ней в течение, минимум, трех лет ко дню выдвижения.

Возраст

Кандидаты в члены Палаты представителей США должны быть не моложе 25 лет (при получении права голоса в возрасте 18 лет). Кандидаты в Сенат США должны быть не моложе 30 лет, в президенты США - не моложе 35 лет. Среди других возрастных цензов можно назвать следующие ограничения: 35 лет для кандидатов в сенаторы Боливии, Колумбии и Филиппин; 40 лет - для кандидатов в сенаторы Бельгии и Италии.

Финансовое положение

Банкротство или неплатежеспособность иногда могут быть препятствием для выдвижения в кандидаты, особенно в странах, находящихся под влиянием Вестминстерской модели избирательной системы, каковыми являются Австралия, Великобритания, Фиджи, Индия, Ирландия, Ямайка, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Южная Африка и Шри-Ланка.

Уголовное прошлое

К странам, где лица с прошлой судимостью по уголовным делам не допускаются к регистрации в качестве кандидатов, относятся: Австралия, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания. Колумбия, Фиджи, Исландия, Израиль, Италия, Ямайка, Япония, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Южная Африка, Шри-Ланка и Зимбабве.

Состояние психического здоровья

Безумие или иная психическая неполноценность являются ограничителями для выдвижения в кандидаты в таких странах, как: Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Фиджи, Ирландия, Италия, Ямайка, Малайзия, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Южная Африка, Шри-Ланка, Швейцария (где ограничением также является «слабоумие» - то, что циники приписывают большому количеству сегодняшних политиков), Турция и Зимбабве.

Иные формы личностных ограничений

К этим ограничениям относятся: отсутствие опыта военной службы (Боливия и Франция); безграмотность (Коста-Рика, Италия, Филиппины); неумение читать и говорить по-английски (Маврикий); родственные отношения с президентом республики (Коста-Рика).

Должностная несовместимость

Лица, находящиеся на военной или невоенной государственной службе, не могут одновременно быть кандидатами на выборные должности. Данное ограничение действует в Великобритании, Германии, Ямайке, Индии, Малайзии, Мальте, Мексике, Турции и Зимбабве.

Представители государственных подрядчиков не могут выдвигаться в качестве кандидатов в таких странах, как: Австралия, Эквадор, Фиджи, Индия, Ямайка, Мексика и др.

Существуют и довольно необычные ограничения. Практикующие юристы и служители культа (католики) не могут выдвигаться кандидатами на выборные государственные должности в Аргентине, также как и члены королевской фамилии в Великобритании, университетские профессора в Турции, учителя начальных школ и владельцы домов терпимости в Люксембурге, получающие денежное содержание раввины в Израиле, ипотечные регистраторы в Греции, официальные представители иностранных компаний в Эквадоре.

Идеология

Вполне понятно, что не должно быть дороги к выборным должностям для тех, кто выступает за разрушение своего государства или против демократических принципов политического процесса. Однако совсем непросто провести разграничительную линию между теми, кто хочет воспользоваться демократией для того, чтобы убить ее, и теми, кто следует в русле непопулярных идеологий, которые, тем не менее, имеют право на существование в плюралистическом обществе. Пределы политической терпимости, разумеется, частично зависят от состояния общества и государства во время избирательной кампании. Политические свободы в условиях мирного времени, конечно, практикуются в более широких пределах, чем в условиях чрезвычайных ситуаций или военного времени.

Необходимо сознавать, что всегда существует опасность того, что ограничения в правах и свободах якобы нелояльных, антидемократических, экстремистских или разбойных элементов могут устанавливаться с нарушениями действующих правовых процедур. Ограничения на выдвижение кандидатов на основе идеологических мотивов или соображений могут позволить авторитарным политическим режимам легко бороться с оппозицией, не говоря уже о том, что эти ограничения могут применяться весьма выборочно. Можно утверждать, что в послевоенной Германии ограничения на выдвижение кандидатов из числа недемократичных лиц более энергично применялись к коммунистам чем к гражданам с нацистским прошлым. Другим проблемным вопросом могут быть ограничения, налагаемые на коммунистов Соединенных Штатов Америки в разгар «холодной» войны. Кстати, профессор Кац сообщает, что выдвижение коммунистов в кандидаты на государственные выборные должности по-прежнему запрещено в девяти из пятидесяти штатов США.

Другие примеры ограничений идеологического характера можно встретить в Индонезии, где выдвигаемые кандидаты должны быть верны принципам «пангашилы» - основной государственной идеологии; в Ираке, где кандидаты должны поддерживать цели и задачи, выдвинутые иракской июльской революцией 1968 г. (Следует, правда, отметить, что эти ограничения, о которых пишет в своей работе Гудвин-Джилл, не применяются в странах, где утвердился демократический плюрализм.)

Религиозная принадлежность

Вот несколько примеров. В Аргентине, согласно Конституции страны, президент должен быть адептом римской католической церкви. В Иране кандидаты на выборные должности должны быть либо правоверными мусульманами, либо принадлежать другой признанной религиозной конфессии. (При составлении данного приложения использовались следующие материалы: Katz (1997, особенно таблица 14.1) и, по разделу об идеологии, Goodwyn-Gill (1994, 54-55).

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта