Демократия.Ру




Мы его делаем очень демократическим – ограничиваем, куда нельзя бить. Надо конкретно указать: бить только по спине и по попе. В. Жириновский, лидер ЛДПР, о законе о полиции


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.10.2019, понедельник. Московское время 05:36

17 декабря 1999 г. Интернет и выборы

ИРИС, 17 декабря 1999 года

Глеб Павловский (Фонд эффективной политики), выступая в пятницу на пресс-конференции в Национальном институте прессы (НИП), объявил о запуске нового интернетовского проекта «Выборы в России». Сайт содержит результаты различных опросов, касающихся выборов, прогнозы, мнения политиков и информацию о имеющихся нарушениях в ходе избирательной кампании и дня выборов. Планируется масштабная акция по параллельному подсчету голосов с немедленной публикацией данных, получаемых из 20 городов в различных субъектах Федерации.

Сайт Elections99.com зарегистрирован за пределами России и не подчиняется ограничениям российского законодательства, считая необходимым предоставлять информацию о проводимых опросах и рейтингах даже тогда, когда это запрещено законами России. Действительно, пока никто не запрещает получать запрещенную информацию из-за рубежа. Публиковать ее в средствах массовой информации в России все равно будет противозаконно, да и не успевают уже различные СМИ даже ее обработать и передать в последний день перед выборами.

Получается, что общество остается как бы без воздуха. Воздух вообще такая субстанция, что его можно заметить, только когда его не будет. В результате новый сайт служит как бы маленькой трубочкой, через которую можно дышать по очереди.

Что же будет подаваться нам по этой трубочке, и кто будет у краника?

Будут продолжаться публикации опросов общественного мнения, рейтинги политических партий, мнения политиков, обратная связь с теми штабами политических движений, которые подтвердили свою заинтересованность в координации наблюдения на выборах (ссылаясь на Г. Павловского - это Яблоко, СПС и Единство), и, главное, будет опубликование результатов параллельного подсчета голосов на основании опроса избирателей, принявших участие в голосовании.

Существует несколько разных подходов и методик к параллельному подсчету голосов, и ни один из них не использовался в России ввиду огромных размеров стоящей задачи.

1. Обобщение данных, получаемых наблюдателями из заверенных копий протоколов. Данные сравниваются с официальными на разных стадиях.

Плюсы: Исходные данные верны, информация поступает и обрабатывается почти одновременно с публикацией предварительных результатов Центризбиркомом; Позволяет убедиться, что расхождений нет. Или есть.

Минусы: Исходные цифры могут быть искажены; Необходимы полные данные со всех участков и территориальных комиссий; Операция дорогая в воплощении, очень сложно организовать;

Подобные мероприятия неоднократно планировались, но они не под силу даже организациям с разветвленной структурой по всей федерации (КПРФ).

2. Обобщение данных, получаемых наблюдателями из заверенных копий протоколов и сведение их в единую базу с использованием компьютерной обработки. Некое подобие параллельной ГАС «Выборы».

Плюсы: Исходные данные верны, информация поступает и обрабатывается даже быстрее, чем структурами избирательных комиссий; Позволяет выяснить, нет ли искажения информации при передаче ее наверх.

Минусы: Исходные цифры могут быть искажены; Необходимы полные данные со всех участков и территориальных комиссий; Необходима своевременная передача данных в центр обработки информации. Необходима программа для подсчета голосов. Операция очень дорогая в воплощении, очень сложно организовать.

На сегодняшний день мне известен один пример воплощения такой методики в жизнь на уровне одного избирательного округа. Занимается обкаткой этой методики Российский общественный институт избирательного права (РОИИП). Для того чтобы применить эту методику на уровне федерации, понадобятся огромные ресурсы. Практически это будет означать полное недоверие существующей системе ГАС «Выборы».

3. Подсчет голосов путем опроса избирателей, выходящих из избирательных участков (Exit Polling). Данные позволяют оперативно представить меняющуюся картину голосования, близкую к реальному времени.

Плюсы: Помогает избирателям, которые еще не решили, за кого голосовать, сформировать свое мнение. Оперативно представляет картину голосования. Не требует обширной сети. Менее трудоемкая и более дешевая операция, по сравнению с предыдущими.

Минусы: Никогда не является настоящим опросом мнения. Обычно проводится партиями или средствами массовой информации. Может давать неверную картину (избиратели могут дать ответ, не соответствующий действительному волеизъявлению). В больших странах, как Россия, сложно учесть все факторы (географические, социальные, национальные, и т.п.) при проведении опроса. Оставляет большие возможности для манипулирования недобросовестными исполнителями. Эта методика может быть расценена, как попытка повлиять на волеизъявление избирателей.

Вероятно, есть и другие способы ведения параллельного подсчета голосов в день выборов.

Нам не известен ни один случай проведения таких опросов в России на федеральном уровне. Может быть, и применялась такая методика на уровне округа, но об этом ничего не известно. Что касается манипулирования сознанием избирателей, то здесь есть закон, который ограничивает возможности публикации таких данных в день выборов, хотя, возможно, там и осталась лазейка, позволяющая передавать такую информацию, как событие из ряда новостей, а не как комментарий либо прогноз выборов.

Идея создания нового сайта родилась не так давно, когда ФЭП убедился, что реальный общественный контроль над выборами возможен только при поддержке федеральной власти. Избирательные комиссии на местах формируются, как известно, местной властью, которая на всегда подчиняется федеральной и уж совсем не обязана иметь те же политические предпочтения. Несмотря на то, что возможности организованно подтасовать результаты федеральных выборов почти нет, в отличие от выборов местных, ФЭП решил провести скоординированную акцию в интернете.

В чем здесь может быть сложность? Охват опроса, запланированного ФЭПом - 20 городов, по 30 избирательных участков в каждом городе. На каждом участке планируется опросить по 60 человек в три волны, т.е. 2-3% от общего зарегистрированного числа избирателей, или 3-4% от тех, кто придет голосовать. В сумме - по 1800 избирателей на город. Данные будут передаваться три раза за день голосования, но, поскольку в России 11 часовых поясов, то данные будут появляться на сайте тоже волнами, и уже к утру перед началом голосования в Москве там будут результаты опроса на 11:30 из Владивостока и Хабаровска.

Данная методика вовсе не обеспечивает аккуратного подсчета голосов, а лишь дает некое представление о текущих предпочтениях избирателей. Поскольку в сельских районах опрос не будет проводиться, так же, как и на Северном Кавказе, то внесение поправки в получаемые данные ситуацию не исправит. Таким образом, можно говорить только об опросе избирателей в двадцати городах России, но вряд ли можно назвать это параллельным подсчетом голосов.

Тем не менее, можно прогнозировать, каким образом оперативная публикация результатов такого опроса может отразиться на самом голосовании, если вдруг какой-либо всероссийский канал решит пристально отслеживать ситуацию.

Голосование начнется на Дальнем Востоке, когда в Москве наступит полночь.

1. Сторонники «Единства» в основном находятся на Дальнем Востоке и в Восточной и Западной Сибири (более половины). Там у ОВР позиции плохие. Избирателей там не так уж много, но данные опроса показывают только процентное соотношение. Вполне реально, что полученные цифры будут 23% за «Единство», и 3% за ОВР...

2. Основная поддержка ОВР - Москва и Петербург. Но их очередь подойдет не скоро, и повлиять на положение в таблице они смогут только после обработки данных на 12:00 по московскому времени. К этому времени на Дальнем Востоке уже участки закроются, и начнется подсчет голосов. Вполне реально, что демонстрация цифр, которые будут показывать огромное превосходство какой-либо партии, сможет повлиять на избирателей. Конечно, переубедить тех, кто уже сформировал свое мнение, будет трудно, но можно вполне рассчитывать на тех, кто колеблется.

3. Поддержка КПРФ равномерно распределена по всем регионам, причем самая высокая - именно на Дальнем Востоке, с которого и начнется опрос. Значительная поддержка у них и в столицах субъектов федераций. Иными словами, реально повлиять на развитие событий восточнее Урала опрос не сможет, зато цифры, которые мы увидим в воскресенье, покажут, насколько сильно отклоняется опрос от действительности. Если КПРФ получит менее 20% по опросу избирателей, значит, опрос отражает только ту информацию, которая доступна тем людям, которые отвечают за его проведение.

4. Яблоко находится примерно в таком же положении, что и ОВР, но его сторонники довольно постоянны в своих предпочтениях, и вряд ли изменят свое мнение за несколько часов.

5. СПС, как ни странно, в восточной части России имеет больше сторонников, чем ОВР, так что не нужно удивляться, если увидите ОВР на четвертой - пятой позиции, когда проснетесь воскресным утром.

Как и все предсказания, этот расклад может страдать от субъективного восприятия некоторых групп избирателей. К примеру, СПС и «Единство» имеют значительную долю сторонников среди молодежи, которая участвует в опросах, но не ходит на выборы. ОВР и «Единство» имеют очень высокий процент сторонников среди служащих и военнослужащих, соответственно, но они не всегда искренни в ответе на вопросы анкет.

Тем не менее, вполне возможно, что к 10:00 по Москве мы будем видеть приблизительно такие цифры - Единство - 21%, КПРФ - 20%, СПС - 10%, Яблоко - 9%, ОВР - 7%, и далее предпочтения могут распределяться самым непредсказуемым образом.

Дело в том, что даже если бы в России была самая современная электронная система голосования по карточкам с моментальным выведением итогов, все равно такие данные не могли бы публиковаться. Это противоречит самой идее невмешательства в процесс принятия решения избирателем, ради чего, собственно, в закон и были внесены все требования по неопубликованию результатов опросов и прогнозов, запрету на ведение агитации за сутки до голосования и отсутствию признаков пропаганды вблизи и внутри избирательных участков. Выясняется, однако, что избиратель не защищен от новостей по телевизору и радио...

Почему бы не использовать эту возможность, ведь закон пока не содержит четкого определения, что такое «новости».

Надеемся, что под горячую руку интернет не объявят «средством массовой информации» в попытках урегулировать этот и другие вопросы...

Глеб Павловский (Фонд эффективной политики) не скрывает свои политические пристрастия и неприязни. ФЭП ведет и поддерживает многие интернет-проекты, включая SMI.RU, LENTA.RU, GAZETA.RU, VESTI.RU, POLIT.RU, ELECTIONS.RU, MSK.RU, LUJKOV.RU, MAYOR.RU, OVG.RU, ZHURNAL.RU, KIRIENKO.RU, AKSENENKO.RU, TITOV.RU, STRANA.RU, VLADIVOSTOK2000.RU, GUELMAN.RU, NG.RU, DR.RU




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2019  Карта сайта