Демократия.Ру




Крайняя строгость закона - крайняя несправедливость. Цицерон Марк Туллий


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


14.10.2019, понедельник. Московское время 06:24

Опрос членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

Гари А.Фергюсон

Международный фонд избирательных систем

Подготовлено
Гари А.Фергюсоном

Май, 1998г.

Краткий отчет по результатам опроса

Введение

Международный фонд избирательных систем (МФИС) провел опрос членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по почте. Вопросы относились к выборам, проведенным после того, как состоялись выборы Президента Российской Федерации в 1996 г.

Анкеты были посланы во все 89 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Ответы были получены от 21 комиссии; степень участия - 24 %. Для опросов, проводимых по почте, степень участия около 20 % является типичной. Эти результаты не могут быть спроецированы на все население, однако они могут помочь МФИС в определении направлений работы для оказания содействия в развитии избирательного процесса в России. Анкеты рассылались в ноябре 1997 г., и окончательные ответы были получены в феврале 1998 г. Ответы были получены от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации из следующих регионов:

Центральный регион, Северо-Западный регион, Поволжье, Северный Кавказ, Урал, Восточная Сибирь и Дальний Восток.

Анкета была составлена директором программ МФИС в России Лиан МакДональд совместно с консультантом МФИС Гари А. Фергюсоном. Обработка данных и составление отчета были проведены Гари А. Фергюсоном. Перевод был сделан Ириной Заславской и Александром Юриным, МФИС.

Основные цели опроса заключались в определении следующих аспектов избирательного процесса:

- распространение и использование материалов, подготовленных МФИС;
- характер подготовки к региональным и местным выборам в субъектах Российской Федерации;
- оценка на местах избирательного процесса на местном и региональном уровне; и
- направления, по которым МФИС смог бы оказать большее содействие в работе по подготовке и проведению выборов.

Основные результаты

- Члены избирательных комиссий провели огромную работу при подготовке и проведении выборов после выборов Президента РФ в 1996 г. Десять респондентов (48%) заявили, что выборы проводились два раза; 29% (N = 6) опрошенных заявили, что выборы проводились три раза; и 24% (N = 5) - что выборы проводились четыре и более раз.

- Почти все члены комиссий были задействованы в выборах в законодательные органы субъектов Российской Федерации (86 %, N = 18) и в органы местного самоуправления (86 %). Почти каждый четвертый опрошенный (24 %, N = 5) был задействован в дополнительных выборах по замещению вакансий по одномандатным округам в Государственную Думу. Четыре респондента указали другие виды выборов, в том числе выборы главы региональной администрации.

- 95 % (N = 20) членов комиссий заявили, что с членами избирательных комиссий субъекта Федерации были организованы учебные семинары в их субъекте Федерации после выборов Президента РФ в 1996 г. В целом, 10 % (N = 2) заявило, что было проведено два семинара; 39 % (N = 8) - что было три семинара; 14 % (N = 3) - что было четыре семинара; а 29 % (N = 6) - что пять и более семинаров.

- Большинство респондентов (81 %, N = 17) получали печатные материалы для использования на семинарах. Только два респондента заявили, что никаких печатных материалов им не было предоставлено.

- Подавляющее большинство (76 %, N = 16) использовали материалы МФИС на своих семинарах или распространяли их среди участников семинаров.

- Более половины (52 %, N = 11) заявили, что представители кандидатов или члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса приглашались на семинары. 33 % опрошенных (N == 7) заявили, что такие лица на семинары не приглашались.

- Почти все респонденты (N = 18, 81 %) заявили, что учебные семинары для членов территориальных избирательных комиссий были организованы в их субъектах после президентских выборов 1996 г. В целом, 14 % (N = 3) провели один семинар; 29 % (N = 6) - два семинара; 14 % (N = 3) - три семинара; и 24 % (N = 5) - пять и более семинаров.

- Здесь также широко использовались печатные материалы (67 %, N = 14), а материалы, подготовленные МФИС, были использованы на семинарах или раздавались участникам (67 %, N = 14). 62 % (N = 13) заявили, что концепции, содержащиеся в материалах, подготовленных МФИС, нашли свое отражение на семинарах.

- В отношении таких семинаров 52 % (N = 11) заявили, что представители кандидатов и члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса приглашались на семинары.

- 81 % (N = 17) заявили, что вопросы семинарских занятий включали изучение нового законодательства или нормативно-правовых актов, связанных с выборами; 81 % опрошенных заявили, что был рассмотрен новый порядок проведения выборов; 67 % (N = 14) заявили, что были рассмотрены аспекты выборов, вызывающие наибольшее количество проблем (например, досрочное голосование), и целый ряд других вопросов, в том числе предвыборная кампания, сбор подписей, анализ ошибок и обмен опытом, а также ролевые игры.

- Более чем три четверти (76 %, N = 16) заявили, что материалы, подготовленные МФИС для семинаров, и содержащиеся в них концепции были использованы на семинарах, проводимых членами участковых избирательных комиссий за период после проведения президентских выборов.

- Комиссии разработали письменные инструкции по широкому кругу вопросов, в том числе:

- составление протоколов (95 %, N = 20);
- сбор и проверка подлинности подписей (90 %, N = 19);
- финансирование избирательной кампании (86 %, N = 18);
- доступ к средствам массовой информации (71 %, N = 15);
- права наблюдателей (71 %, N = 15).

- Девять из десяти (90 %, N = 19) опрошенных заявили, что ими были проведены мероприятия в рамках федеральной программы повышения правовой культуры избирателей. Нижеследующие мероприятия были проведены комиссиями самостоятельно, совместно с администрацией или негосударственными организациями, или и с теми, и с другими:

 

Комиссия

Администрация/НГО

Специальные программы в общеобразовательных школах

N = 4

N = 3

Программы с молодыми избирателями

N = 6

N = 7

Телевизионные программы по вопросам выборов

N = 14

N = 8

Брошюры по вопросам выборов

N = 15

N = 1

Выставки по вопросам выборов

N = 2

N = 1

Другие мероприятия включают: разработку информационного бюллетеня для избирательных комиссий края; ролевые игры «Выборы-97»; конкурсы в СМИ и среди молодых избирателей; выступления на радио и телевидении и «круглые столы» с участием представителей избирательных объединений.

Те респонденты, которые заявили, что не участвовали в вышеуказанных мероприятиях, в качестве основной причины указывают недостаток бюджетных средств (33 %, N = 7). Среди других проблем отмечается нехватка персонала (N = 3) и недостаток информации (N = 3).

В большинстве случаев члены избирательных комиссий указывают, что в ходе выборов, которые проводились после президентских выборов 1996 г., наблюдался целый ряд проблем по различным аспектам избирательного процесса, которые необходимо устранить при проведении выборов в будущем. Ответы опрошенных сведены в следующую таблицу.

 

Доработки не требуется

Проблема существует/ Требуется доработка

Существуют серьезные проблемы/ Требуется доработка

 

N=

N=

N=

Сбор и проверка подлинности подписей

5

12

2

Регистрация кандидатов

6

13

1

Распределение эфирного времени

5

10

3

Взаимоотношения избирательных комиссий с исполнительной властью субъекта

10

8

0

Предвыборная агитация

3

14

3

Обеспечение особого порядка голосования

8

10

0

Разработка/пересмотр законов о выборах

2

14

3

Объявление/назначение дня выборов и сроков подготовки к выборам

12

5

1

Выполнение требований по финансированию избирательной кампании

1

8

10

Подсчет голосов

12

5

1

Рассмотрение жалоб

3

13

2

- Как видно из таблицы, аспектами избирательного процесса, вызывающими наибольшее количество проблем, является финансирование избирательной кампании, разработка законов о выборах, предвыборная кампания, рассмотрение жалоб и регистрация кандидатов.

- Респонденты заявили, что основные жалобы, связанные с выборами, относятся к предвыборной кампании, финансированию избирательной кампании, отсутствие информации или неосведомленность по вопросам избирательного права.

- Предвыборная кампания, сбор подписей

- Необоснованный отказ кандидатам в регистрации, нарушение порядка предвыборной кампании.

- Предвыборная кампания, регистрация кандидатов.

- Предвыборная кампания.

- Нарезка границ избирательных участков при выборах в областную думу.

- Потеря заявлений кандидатов, опротестовывающих результаты выборов.

- Нарушения требований нормативно-правовых актов на стадии предвыборной кампании.

- Жалобы не рассматривались должным образом.

- Вопросы распространения анонимных листовок и плакатов с изображением кандидатов.

- Участие должностных лиц в предвыборной кампании.

- Несоблюдение требований о предоставлении равных условий кандидатам.

- Участие должностных лиц в предвыборной кампании.

- Несоблюдение порядка оплаты расходов кандидатами через избирательные фонды.

- Нарушения, связанные с предвыборной кампанией и свободой волеизъявления.

- Расходование средств без учреждения избирательных фондов.

- Отсутствие четко определенной законодательной основы на всех уровнях.

- Проблемы предвыборной кампании не урегулированы.

- Произвольный порядок подсчета голосов.

- Отсутствие знаний законов о выборах.

- Отсутствие знаний по законам о выборах и федеральному закону «Об основных гарантиях».

Почти половина всех респондентов (48 %, N = 10) заявили, что большинство проблем, о которых они знают, были разрешены в судах, при этом 67 % (N = 14) заявляют, что к разрешению проблемы применялись различные подходы, а один респондент заявил, что проблемы вообще не были разрешены. *Были даны распространенные многосложные ответы.

Члены комиссий столкнулись с целым рядом общих проблем на выборах, проводимых после президентских выборов. В частности, они сообщают, что избиратели пытались проголосовать за членов своих семей, избирателям необходима большая информация о порядке голосования, наблюдались случаи подкупа избирателей. Ответы сведены в нижеследующую таблицу.

Помещение для голосования не было пригодно для голосования

N = 4

Избирателям требовалось больше информации о местоположении избирательного участка, порядке проверки списков избирателей, регистрации избирателей, часах работы избирательных участков, порядке заполнения избирательных бюллетеней.

N = 10

Случаи подкупа избирателей.

N = 8

Давление на избирателей с целью заставить их проголосовать за определенного кандидата

N = 5

Избиратели сталкивались с проблемами при заполнении избирательных бюллетеней

N = 3

Избиратели пытались проголосовать за членов своих семей

N = 16

Избиратели пытались проголосовать вне кабин для голосования

N = 6

Имелась угроза безопасности помещению для голосования или членам избирательной комиссии

N = 1

- Только одна треть из числа всех респондентов (33 %, N = 7) заявили, что ими были приняты санкции в отношении всех нарушителей порядка финансирования избирательной кампании.

- Члены комиссий вынесли целый ряд уроков, которые могут пригодиться при проведении выборов в будущем. Ниже приводятся дословные ответы респондентов.

- Избирательные комиссии любого уровня должны иметь условия для независимых действий, как, например: офисные помещения, оборудование, материально-технические средства и т.п. В настоящее время избирательные комиссии в регионах очень часто получают руководящие указания от администрации.

- Нельзя изменять федеральное законодательство во время избирательной кампании в субъектах Российской Федерации. Избирательные комиссии всех уровней должны быть технически и финансово независимы.

- Во время избирательной кампании нельзя вносить изменения в федеральное законодательство о выборах.

- Все сотрудники, ответственные за подготовку и проведение выборов, должны быть, прежде всего, честными людьми с незапятнанной репутацией. Остальное все само встанет на свои места.

- Снижается количество участвующих в выборах избирателей, особенно среди молодежи.

- Необходимо предусмотреть более серьезную ответственность за нарушение порядка финансирования и за подкуп избирателей.

- Необходимо разработать хорошие законы о выборах в субъектах Федерации и распространить положительный опыт при подготовке и проведении выборов.

- Кандидаты, наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса должны проходить учебу.

- Необходимо систематизировать процесс подготовки членов избирательных комиссий.

- Необходимо уделять больше внимания нарушениям законодательства о выборах и оперативно реагировать на такие нарушения.

- Расхождение законодательства субъектов Федерации с федеральным законодательством.

- Тщательная разработка законов. Необходимо иметь хорошо организованный корпус профессионалов в области избирательных технологий.

- Легко баллотироваться на выборах. Необходимо иметь более четко определенную систему выдвижения и регистрации кандидатов.

- Члены избирательных комиссий выражают особую заинтересованность в получении информации и содействии по вопросам, связанным с отзывом избранных должностных лиц и финансированием избирательной кампании. В таблице ниже указаны области, по которым респонденты желают получить более подробную информацию или содействие.

Вопросы, связанные с отзывом выборных должностных лиц

N = 16

Финансирование избирательной кампании

N = 13

Сбор и проверка подлинности подписей

N = 10

Вопросы технологии

N = 9

Организация и проведение выборов

N = 5

Вопросы, связанные с референдумом

N = 4

Предвыборная деятельность кандидатов

N = 1

Организация, регулирование и контроль за процессом предвыборной кампании

N = 1

- Члены избирательных комиссий считают, что международное сообщество может оказать содействие в усовершенствовании избирательного процесса следующим образом:

- обобщением мирового опыта и на этой основе выработкой рекомендаций для Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

- выработкой рекомендаций для Центральной избирательной комиссии по внесению поправок в федеральное законодательство;

- через диалог и обмен информацией, путем организации наблюдения за выборами за рубежом (если это возможно, хотя это вряд ли возможно, поскольку у нас не хватает денег даже на подготовку и проведение собственных выборов);

- мы должны сами решать свои проблемы, но с учетом опыта международного сообщества;

- более продуктивным сотрудничеством с ЦИК РФ;

- выработкой рекомендаций для представительных и исполнительных органов власти в субъектах Федерации;

- проведением наблюдения за выборами;

- оказанием методологической помощи;

- проведением сравнительного анализа деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации;

- анализом избирательной практики в субъектах Федерации;

- предоставлением законов и методологической литературы;

- проведением семинаров, конференций и обучения членов избирательных комиссий.

- Большинство членов избирательных комиссий (76 %, N = 16) заявляет, что законы о выборах в Российской Федерации требуют доработки. Всего шесть респондентов (29 %) заявили, что законы не требуют доработки.

- Когда респонденты указывают на проблемы в избирательном законодательстве, требующие доработки, возникает главная проблема с законодательством о выборах: несоответствие местных законов федеральным законам. Конкретные комментарии приведены ниже.

- Для того, чтобы иметь независимые комиссии, требуется законодательство о выборах в области.

- На областном уровне законы, регулирующие вопросы сбора и проверки подлинности подписей, порядка проведения предвыборной кампании и статуса доверенных лиц, требуют доработки.

- Разработка и принятие законов о выборах в области.

- Федеральные, областные и местные.

- Федеральные, областные и местные, поскольку все они тесно взаимосвязаны.

- Законы для всех уровней выборов.

- Необходимы комментарии по целому ряду статей законов, а также механизмы применения этих статей на федеральном уровне.

- Почти все законы области о выборах должны быть приведены в соответствие федеральным законам.

- Все вопросы, связанные с федеральной и региональной избирательной деятельностью, требуют доработки. В частности, требуется доработка по вопросам предвыборной кампании и голосования в труднодоступных районах.

- Статус и система избирательных комиссий не очень четко определены в законодательстве и конституциях (уставах).

- Проблема формирования исполнительного органа власти Российской Федерации.

- Закон субъекта «О выборах в Собрание народных депутатов».

- Множество проблем, начиная от понятий и терминов и кончая вопросом технологии избирательного процесса.

- Необходимо, чтобы местные законы соответствовали федеральным.

- Большинство членов комиссий отмечают умеренные попытки региональных исполнительных органов власти повлиять на деятельность избирательных комиссий субъектов Федерации. Восемь респондентов (38 %) заявили, что «региональные исполнительные органы пытаются повлиять на их деятельность в определенной степени»; семь (33 %) заявляют, что «такие попытки делаются в незначительной степени»; и шесть (29 %) заявляет, что «таких попыток не было вообще». Ни один из опрошенных не заявил, что исполнительные органы власти пытаются повлиять на их деятельность «в значительной степени».

- 90 % опрошенных членов избирательных комиссий выступают за компьютеризацию процесса регистрации избирателей, подсчета голосов и определения результатов выборов. В целом, 38 % (N = 8) выступают за компьютеризацию «в определенной степени», а 52 % - за компьютеризацию «в огромной степени». Ни один из опрошенных членов комиссий не выступает против компьютеризации. Два респондента не дали ответа.

- Как указано в нижеследующем перечне, члены избирательных комиссий отмечают в качестве основных преимуществ компьютеризации оперативности и своевременности обработки данных, облегчение работы по подготовке и проведению выборов и обеспечение точности процесса.

- Значительно усовершенствует избирательную технологию с точки зрения сбора и распространения информации.

- Упрощает процесс подготовки и проведения выборов, ускоряет процесс сбора информации.

- Значительная помощь в подготовке и проведении выборов.

- Быстрый подсчет голосов.

- На создание списков избирателей потребуется меньше людей.

- Автоматизация различных видов деятельности избирательных комиссий.

- Быстрота, точность, надежность, контролируемость ситуации, облегчение работы.

- Быстрота, точность, культура.

- Невмешательство в процесс голосования.

- Огромный объем информации, который невозможно сохранить другим способом.

- Своевременное получение информации о ходе голосования и более простой подсчет голосов.

- В то же время респонденты ставят под сомнение техническую возможность компьютеризации избирательной системы в связи с недостатками как аппаратных средств, так и программного обеспечения. При этом указывались следующие недостатки.

- Программное обеспечение требует усовершенствования.

- Отсутствие финансовых средств и персонала.

- Отсутствие соответствующего программного обеспечения для выборов различного уровня.

- Отсутствие пособий и руководств пользователей программным обеспечением, если учесть частоту, с которой меняются версии.

- Аппаратные средства, используемые нами, устарели. У нас нет достаточных средств на покупку нового оборудования или модернизацию старого.

- Недостатки компьютерных систем.

- Аппаратные средства устарели; нет возможности модернизировать их. Программные средства недоработаны.

- Отсутствие надежного программного обеспечения.

- Компьютерная безграмотность населения.

- Недоступность информации для членов избирательных комиссий.

- Большинство членов избирательных комиссий (57 %, N = 12) заявили, что принимали участие в деятельности региональных избирательных ассоциаций, в то время как 24 % (N = 12) заявили, что такого участия не принимали; четыре респондента не дали ответа. В ответах были указаны следующие мероприятия:

- ассоциация Уральской зоны

- ассоциация Великой Волги

- ассоциация избирательных комиссий Юга России

- Материалы, подготовленные МФИС, получили широкое распространение. Только четыре респондента (19 %) заявили, что они никогда не получали никаких материалов из МФИС по выборам, в то время как 17 (81%) заявили, что такие материалы были получены.

- Члены комиссий отмечали, что получили следующие материалы:

- модельные законы по различным системам представительства [71 % (N = 15)];

- сравнительный анализ избирательных систем [71 %];

- руководство по связям с общественностью и набор для средств массовой информации [48 % (N = 10)];

- справочник кандидата [33 % (N = 7)];

- информацию о регистрации кандидатов, сбору и проверке подлинности подписей [ 48 % (N = 10)];

- материалы по подготовке должностных лиц, ответственных за организацию и проведение выборов [38 % (N = 8)];

- информацию о финансировании избирательных кампаний [43 % (N = 9)];

- сравнительный анализ систем представительства [24 % (N = 5)];

- информацию об отзыве избранных должностных лиц [19 % (N = 4)];

- порядок разработки нормативных актов [N = 1];

- все материалы, посланные МФИС [N = 1].

- Материалы, в основном, использовались как пособия-руководства и справочники.

- Десять респондентов использовали материалы для разработки своих собственных учебных материалов, нормативных актов, семинаров и поправок.

- Два члена избирательных комиссий использовали их для подготовки и проведения выборов.

- Шесть респондентов заявили, что использовали материалы для информационных бюллетеней, примеры международных стандартов, руководств деятельности для учебной подготовки членов избирательных комиссий и как методологические справочники.

- Большинство членов избирательных комиссий (7 %, N = 12) использовали только определенные разделы из пакетов материалов. Один опрошенный использовал весь пакет, и четыре иногда использовали весь пакет, а иногда только часть из него.

- Члены избирательных комиссий находят, что большое количество материалов является весьма полезным в их работе. На открытые вопросы были даны следующие ответы.

- Информация о законодательстве о выборах; сравнительный анализ и динамика развития избирательных систем. Модельные законы о выборах депутатов региональных законодательных органов.

- Информация об отзыве выборных должностных лиц и подготовка официальных лиц, ответственных за подготовку и проведение выборов.

- Сравнительный анализ законодательства США, Канады, Австралии, Мексики и других стран, а также вопросы гражданского образования и информирования общественности.

- Рекомендации членам избирательных комиссий.

- Другие комментарии:

- Новые методы, новый подход к разработке определенных процедур

- Сравнительный анализ избирательного законодательства

- Все материалы очень полезны

- Современные материалы и статистические данные

- Информация о системе избирательных комиссий и их деятельности

- Регистрация кандидатов, сбор и проверка подлинности подписей

- Все материалы в той или иной степени полезны для специалистов в области избирательного процесса

- Респонденты дали целый ряд предложений в отношении того, каким образом МФИС может оказать более эффективную помощь избирательным комиссиям субъектов Федерации:

- разработать любой из модельных законов МФИС непосредственно в регионе;

- оказать содействие при подготовке и проведении выборов;

- направить необходимые материалы членам избирательных комиссий и провести семинар совместно с ЦИК РФ за счет проведения семинаров отдельно от ЦИК РФ;

- сделать материалы МФИС менее объемными, но с большим отражением нашей ситуации;

- сделать, чтобы материалы можно было использовать для разработки нормативных документов ЦИК РФ;

- подготовить обобщенные материалы, отражающие как мировую, так и российскую практику;

- материалы достаточно хороши;

- сочетать материалы с практической деятельностью избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;

- свести воедино всю имеющуюся информацию о нарушениях избирательного законодательства в различных странах;

- изучить конкретные законодательные акты субъектов Федерации;

- представить материалы МФИС в форме ежегодного сборника.

Выводы и заключение

1. Несмотря на то, что со времени президентских выборов 1996 г. состоялось большое количество разнообразных выборов, члены избирательных комиссий указывают, что проблемы, которые были характерны для выборов 1995 и 1996 гг., остаются неразрешенными. К ним относятся: групповое голосование, голосование за членов семьи, недостаточное информирование избирателей, подкуп избирателей, голосование вне кабин для голосования.

2. Члены избирательных комиссий также отличают целый ряд процедурных проблем, связанных с подготовкой и проведением выборов. К ним относятся: выполнение требований в отношении финансирования избирательных кампаний; разработка и пересмотр законов о выборах; проведение предвыборных кампаний; рассмотрение жалоб; сбор и проверка подлинности подписей; регистрация кандидатов; отсутствие информации или знаний законов о выборах.

3. Члены избирательных комиссий заявляют, что для усовершенствования процесса подготовки и проведения выборов и повышения качества выборов необходимо следующее:

Автономия - Особенно в отношении бюджета, помещений, оборудования и иного материально-технического обеспечения.

Последовательность в законодательных актах - В ходе избирательной кампании не должно производиться каких-либо изменений в законодательные акты. Законы о выборах субъектов Федерации должны соответствовать федеральным законам.

Повышение явки избирателей - Особенно среди молодых людей

Больше учебной подготовки - Для кандидатов, наблюдателей и членов избирательных комиссий

Усовершенствование законов о выборах- Более совершенные законы о выборах и более строгие последствия за нарушение требований о финансировании избирательных кампаний и других положений законов о выборах.

Профессионализм лиц, ответственных за подготовку и проведение выборов - Члены избирательных комиссий хотят учредить корпус лиц, профессионально занимающихся подготовкой и проведением выборов.

Более ясный порядок выдвижения кандидатов - Необходимо более четко определенная система выдвижения и регистрации кандидатов.

4. От международного сообщества ожидается следующее содействие:

- законодательные рекомендации для Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на основе международного опыта;

- диалог и обмен информацией за счет проведения программ обмена опытом;

- более тесное сотрудничество с федеральными и региональными властями посредством проведения наблюдения за выборами, оказания методологического содействия в проведении семинаров и учебных занятий, разработке модельных законов и подготовке сравнительного анализа деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации.

5. Члены избирательных комиссий однозначно заявляют о необходимости усовершенствования законов о выборах в части, касающейся предвыборной кампании.

6. Несмотря на желание членов избирательных комиссий получить большую оперативную автономию, большинство опрошенных заявляют, что региональные органы исполнительной власти лишь в умеренной степени влияют на деятельность избирательных комиссий субъектов Федерации.

7. Идея компьютеризации процесса регистрации избирателей, подсчета избирательных бюллетеней и подсчета голосов получает широкую поддержку, в ' основном, благодаря точности, быстроте и облегчению работы по подготовке и проведению выборов. В то же время члены избирательных комиссий ставят под вопрос возможности использования имеющихся аппаратных средств и программного обеспечения для осуществления этого процесса.

8. Почти все члены комиссий получали материалы, подготовленные МФИС, и использовали их для разработки учебных материалов, в качестве справочных пособий, а также для подготовки учебных семинарских занятий.

9. Члены избирательных комиссий желали бы, чтобы МФИС предоставил дополнительные материалы по модельным законам, его эксперты приняли бы участие в семинарах совместно с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, а также чтобы разработанные МФИС материалы были более ориентированы на практику и на конкретные темы. Члены избирательных комиссий также хотят дополнительного содействия и информационной поддержки в таких областях, как отзыв выборных должностных лиц, финансирование предвыборных кампаний, сбор и проверка подлинности подписей, а также технологические вопросы.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2019  Карта сайта