Демократия.Ру




Мы уже много лет говорим о государственном регулировании экономики. При этом понимаем его по-разному. Но суть этого регулирования не в том, чтобы душить рынок и расширять бюрократическую экспансию в новые отрасли, а наоборот - помочь ему встать на ноги. Владимир Путин


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.10.2019, понедельник. Московское время 06:01

Общее руководство для международных наблюдателей

Международный Фонд Избирательных Систем

Подготовлено к выборам
Президента Российской Федерации
16 июня 1996 года
Международным Фондом Избирательных Систем
121099 Москва, Малый Каковинский пер. 2/6 кв.11

1. Введение

Это руководство подготовлено для того, чтобы предоставить общую информацию об избирательном процессе в Российской Федерации. В нем также представлено краткое описание некоторых процедур, которым будут следовать члены избирательных комиссий в день выборов Президента 16 июня 1996 года. И в заключение, в нем предлагаются некоторые варианты вопросов или пунктов наблюдения, которым Вы, возможно, уделите внимание при проведении наблюдения на выборах. Данный материал предлагается только в качестве дополнения к руководствам, предоставленным Вашей организацией-спонсором. В дополнение, несмотря на то, что в предложенном материале обозначены некоторые ключевые моменты в наблюдении за выборами, которым стоило бы уделить особое внимание, Вам придется изменять технику Вашей работы в зависимости от ситуации.

Присутствие наблюдателей служит нескольким целям:

- обеспечить открытость выборов для общественности, кандидатов, избирательных объединений (партий), блоков и инициативных групп избирателей, которые выдвинули кандидатов на должность Президента РФ;
- повысить общественное доверие к избирательному процессу;
- воспрепятствовать тем, кто пытается прибегнуть к незаконной практике и деятельности, нарушающей справедливость избирательного процесса;
- ограничить возможности неверных или необоснованных заявлений о противоправном ведении выборов и обеспечить информацию, на основе которой юристы, члены избирательных комиссий и политически активные граждане могут оценить процесс и выработать план относительно будущих улучшений;

Ваша роль уникальна, так как Вы представляете иностранное государство или международную организацию. Присутствие иностранных наблюдателей имеет особую важность, так как граждане. должностные лица и участники избирательного процесса воспринимают ваши взгляды как основные в оценке степени свободы и справедливости выборов. Иногда само присутствие международных наблюдателей воспринимается как легитимация политического процесса. Таким образом, очень важно, чтобы Ваши действия и усилия были непредвзятыми, продуманными и четкими, если Вы хотите, чтобы наблюдение на выборах имело веское значение.

Объем наблюдения

Первая цель нейтрального наблюдения - это наблюдение за ведением выборов с позитивной точки зрения. Сформировав такое отношение, в качестве второй цели надо определить обстоятельства, вопросы или противозаконные действия, которые угрожают или препятствуют проведению справедливых и законных выборов. Это особенно важно, если нарушения носят умышленный характер или являются частью продуманной схемы.

При выполнении этих целей также важно иметь ввиду, что избирательный процесс не начинается и не заканчивается в день выборов. Для оценки выборов, таким образом, наблюдатели должны ознакомиться с политической ситуацией, в которой проходят выборы, с законодательной базой для проведения выборов, а также с обстановкой предвыборной кампании.

Для подготовки к качественному наблюдению в день выборов стоит уделить внимание нескольким шагам, которые вы непременно должны осуществить. Объем информации, которая необходима для вас перед выборами, очень большой. Обязательно прочтите Конституцию и законы, которые относятся к проведению выборов. Эти материалы можно получить в Центральной избирательной комиссии или у Вашей организации-спонсора. Если возможно, попробуйте назначить встречи с членами избирательных комиссий, такими как Центральная избирательная комиссия, комиссии субъектов Федерации, территориальные комиссии или участковые комиссии, различные избирательные объединения и инициативные группы, которые выдвинули кандидатов, организации по правам человека или другие политические организации. Попытайтесь оценить их отношение и общее доверие к избирательному процессу.

Постарайтесь оценить, как средства массовой информации освещают выборы, и носят ли их сообщения и программы открытый и справедливый характер. Определите качество усилий, направленных на повышение гражданской культуры избирателей, и то, насколько граждане готовы принять участие в избирательном процессе. В ходе работы Вы соприкоснетесь и с другими областями исследования, которые только помогут расширить Ваше понимание избирательного процесса и оценить Вашу деятельность как наблюдателя.

Общие правила поведения для международных наблюдателей

В ходе выполнения работы очень важно, чтобы Вы придерживались некоторых общих правил, выполнение которых будет способствовать тому, чтобы Ваша особая деятельность не была скомпрометирована.

- Придерживайтесь абсолютно нейтральной позиции и сохраняйте беспристрастность в своих наблюдениях;
- Вы только наблюдатель. Наблюдайте, но никогда не нарушайте и не вмешивайтесь в голосование, подсчет голосов или в другие стадии избирательного процесса;
- Задавайте вопросы и выражайте озабоченность, но не пытайтесь инструктировать, приказывать или противоречить решениям членов избирательных комиссий. Комментарии должны быть обычно отнесены к председателям избирательных комиссий;
- Будьте внимательны и ведите детальные записи относительно положительных сторон избирательного процесса, а также фиксируйте случаи противозаконного и недопустимого голосования или подсчета голосов. Пометьте информацию о месте, времени и свидетелях, если ситуация вызывает у них вопросы. Ваши заключения должны быть основаны на подтвержденных и проверенных фактах.
- Попытайтесь понять, что некоторые просчеты могут быть допущены членами избирательных комиссий из-за их недостаточного опыта или неосведомленности о новых избирательных законах, а не по причине умышленного намерения скомпрометировать целостность избирательного процесса. Не относитесь к каждой ошибке или отклонению от установленной практики как к умышленному обману. Когда председатели участковых избирательных комиссий узнают о незначительных ошибках, они обычно с готовностью исправляют их немедленно.
- Если на определенном участке возникают серьезные проблемы, вы можете поставить в известность избирательную комиссию более высокого уровня. Вы, возможно, предпочтете проинструктироваться в штабе Вашей делегации. Вернитесь на избирательный участок позже в тот же день, если серьезная озабоченность относительно нарушений или возможных нарушений оправдывает Ваш повторный визит или приводит к повышенному вниманию со стороны наблюдателей.
- В день выборов воздержитесь от контактов с прессой и придерживайтесь программы, предложенной вам Вашей организацией-спонсором. Если контактов с журналистами избежать не удается, ограничьтесь в своих комментариях информацией о природе Вашей деятельности как наблюдателя. Воздержитесь от мнений для СМИ относительно справедливости или честности процесса, на основании Вашего предыдущего опыта или наблюдений. Сразу после выборов вы получите возможность поделиться информацией через Вашу организацию. Придерживайтесь программы своей организации-спонсора в отношении отчетности об общих результатах наблюдения своей делегации.

Права наблюдателей, гарантированные Федеральным Законом о выборах президента Российской Федерации

Статья 20 этого Закона устанавливает «гласность в деятельности избирательных комиссий». Согласно этой статье от избирательных комиссий требуется открытое и гласное ведение деятельности. Кандидаты, их доверенные лица, представители инициативных групп избирателей и средств массовой информации имеют право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий.

В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные кандидатами, общественными и избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами избирателей, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации. Согласно закону не требуется предварительное уведомление о намерении направить наблюдателя на избирательный участок.

В дополнение к этому кругу прав, описанных в законе, наблюдатели также могут:

- присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования;
- знакомиться со списками избирателей;
- обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями;
- обжаловать действия (бездействие) участковой избирательно комиссии в территориальную избирательную комиссию;

Закон запрещает наблюдателям вмешиваться в действия участковых избирательных комиссий. Однако, это положение закона также предполагает, что замечания и предложения наблюдателей рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии.

Постановление Центральной избирательной комиссии о деятельности иностранных наблюдателей

26 февраля 1996 года Центральная избирательная комиссия приняла постановление N 79/642-II, разъясняющее права международных и национальных правительственных и неправительственных организаций и граждан, которые будут принимать участие в наблюдении на выборах Президента. Во время пребывания на территории Российской Федерации международные наблюдатели будут находиться под защитой государства:

В рамках этого постановления будут применяться следующие общие правила:

- Граждане, которые являются международными наблюдателями, должны быть аккредитованы Центральной избирательной комиссией;
- Каждый аккредитованный международный наблюдатель получит официальное удостоверение, выпущенное Центральной избирательной комиссией, которое служит личным документом, удостоверяющим, что данное лицо может осуществлять деятельность международного наблюдателя;
- Международные наблюдатели выполняют свою работу независимо;
- Финансовая поддержка международных наблюдателей обеспечивается их организациями-спонсорами или самими наблюдателями;
- Не допускается использование международными наблюдателями своего статуса для ведения деятельности, не связанной с выборами;
- Центральная избирательная комиссия имеет право отозвать аккредитацию международного наблюдателя в случае, если лицо нарушает Конституцию Российской Федерации, федеральные избирательные законы, или общепризнанные принципы и нормы международного права;

В рамках Постановления Центральной избирательной комиссии международные наблюдатели имеют следующие права:

- присутствовать на избирательном участке в день голосования;
- наблюдать подсчет голосов и заполнение протокола об итогах голосования;
- встречаться с кандидатами на должность Президента, а также с уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков и инициативных групп избирателей;
- делать комментарии и выражать мнения и заключения по избирательному процессу и результатам голосования Председателям избирательных комиссий;
- проводить пресс-конференции и представлять отчеты и материалы средствам массовой информации;
- после выборов довести до сведения Центральной избирательной комиссии результаты и заключения, касающиеся защиты избирательных прав российских граждан;

2. Краткий обзор избирательной системы

Среди конституционных прав, касающихся граждан как избирателей, можно определить следующие:

- признание, что соблюдение и защита прав и свобод граждан являются обязанностью государства;
- принятие политического плюрализма и многопартийной системы в качестве фундамента политической системы;
- гарантированная свобода мысли и слова;
- свобода средств массовой информации и запрещение цензуры;
- право на объединение и свободу деятельности общественных объединений;
- право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования;
- право избирать и быть избранным;
- право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

Основанием законодательной базы по проведению выборов является Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации. Этот документ, который стал законом в декабре 1994 года, устанавливает принципы, на которых основываются все выборы в Российской Федерации. Этот закон является своего рода «актом об избирательных правах», в котором описываются основные принципы введения и исполнения избирательных законов.

Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан обеспечивает основные правила для применения избирательных законов, которые гарантируют конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления. В преамбуле этот Федеральный Закон говорит:

«Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободнее волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.»

Расширяя гарантии, предоставляемые Российской Конституцией, закон об основных гарантиях избирательных прав граждан обеспечивает всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании, а также добровольность участия в выборах. Закон также гарантирует всеобщее избирательное право для граждан, начиная с 18 лет, а также обеспечивает защиту от дискриминации. Только граждане, признанные судом недееспособными или находящиеся в местах лишения свободы по решению суда, не могут избирать и быть избранными. По Закону избирателям предоставляется право участия в выборах путем тайного голосования с целью предотвращения любого контроля или ограничения на свободное выражение воли.

Принципы и положения этого закона поддерживают все другие избирательные законы, принимаемые для проведения отдельных видов выборов, таких как выборы депутатов Государственной Думы и выборы Президента. Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан также направляет процесс применения законов, принятых законодательными органами субъектов Федерации для проведения выборов губернаторов и представительных органов государственной власти, а также выборов в органы местного самоуправления. Среди таких положений можно назвать следующие положения, которые:

- устанавливают организационную структуру и ответственность избирательных комиссий при проведении выборов и гарантировании защищенности прав граждан;
- устанавливают основные принципы формирования избирательных округов и участков;
- описывают основу составления списков избирателей;
- обеспечивают открытость и гласность выборов и предоставляют возможности для ' наблюдателей, как иностранных, так и идентифицирующих себя с какой-либо партией;
- устанавливают общие правила для выдвижения и регистрации кандидатов;
- устанавливают условия ведения предвыборной кампании и использование средств массовой информации кандидатом;
- определяют общие положения финансирования выборов и формирования избирательных фондов для ведения предвыборной кампании;
- определяют процедуры голосования, подсчета голосов и суммирования результатов;

Основываясь на общих принципах, представленных в данном законе, были приняты отдельные законы для проведения каждого типа выборов. Закон о выборах Президента, по которому будут проводиться выборы 16 июня 1996 года, был подписан в мае 1995 года. Он конкретизирует права граждан путем закрепления их права на свободное участие в избирательном процессе и на голосование за или против кандидата без всякого стороннего контроля над свободным волеизъявлением. Закон также обеспечивает гражданам и общественным организациям право на участие в предвыборных кампаниях и принимать участие в любой легальной деятельности, стимулируя избирателей голосовать за или против кандидатов на пост Президента. Положения Закона о выборах Президента гарантируют кандидатам равные условия доступа к государственным средствам массовой информации.

Административная структура

Выборы проводятся структурой избирательных комиссий, которые поддерживаются штатом Центральной избирательной комиссии и нижестоящими комиссиями на уровне субъектов Федерации, территориальных и участковых комиссий. Российская Федерация разделена на 89 субъектов, которые делятся на около 3.000 территорий. Территории в рамках субъектов Российской Федерации представляют собой города, районы и другие административные единицы. Для президентских выборов будет создано более 95.000 избирательных участков с привлечением 750.000 членов участковых избирательных комиссий. Каждый участок будет создан не более чем на 3.000 избирателей. По закону специальные участки будут образованы в дипломатических представительствах и консульствах вне территории Российской Федерации, на судах, находящихся в плавании, военных частях, расположенных в обособленных и удаленных от населенных пунктов районах, на полярных станциях, а также в больницах, санаториях и домах отдыха.

Главный признак структуры избирательных комиссий в Российской Федерации - это потенциал для вовлечения представителей кандидата в работу избирательных комиссий на всех уровнях. Каждый зарегистрированный кандидат на должность Президента имеет право на назначение одного представителя в каждую избирательную комиссию. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса не вправе участвовать в голосовании при принятии решения избирательной комиссией, принимать участие в подсчете голосов на избирательном участке в день голосования.

Возможности для назначения таких представителей предоставляются всем зарегистрированным кандидатам, которые могут назначить своих представителей для работы в Центральной избирательной комиссии, а также в комиссиях субъектов Федерации, территорий и участков. Несмотря на то, что такие представители не обладают правом решающего голоса, кандидаты могут постоянно получать информацию о деятельности и решениях, которые принимаются избирательными комиссиями и, тем более, интересы всех кандидатов могут быть одинаково представлены.

Рабочая структура избирательных комиссий

Председатели, их заместители и секретари выбираются тайным голосованием из числа членов комиссии с правом решающего голоса на первом заседании. Доверенные лица кандидатов.

представители избирательных объединений и блоков, инициативных групп избирателей и средств массовой информации имеют право принимать участие в заседаниях избирательных комиссий. Заседания могут проводиться избирательными комиссиями при присутствии не менее половины членов комиссии с решающим голосом.

Решения принимаются прямым открытым голосованием. В случае, если существует равенство между голосующими, голос председателя является решающим. Любой член, который не соглашается с решением комиссии, имеет право на письменное выражение своего особого мнения, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии в течение трех дней, а в день выборов - немедленно. Любое решение комиссии можно обжаловать в вышестоящую комиссию. Если решение избирательной комиссии противоречит федеральному законодательству или принимается вне компетенции избирательной комиссии и ее полномочий, оно подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. Представители заинтересованных сторон имеют право присутствовать при рассмотрении жалоб.

Центральная избирательная комиссия РФ

На вершине иерархии избирательных комиссий стоит Центральная избирательная комиссия, членство в которой определяется Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав граждан. Она состоит из 15 членов. Пять членов назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных объединениями депутатов в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации, верхней палатой законодательного органа. Совет Федерации, ныне состоящий из губернаторов и президентов законодательных органов субъектов Российской Федерации, назначает других 5 членов Центральной избирательной комиссии из числа кандидатур, предложенных законодательными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации. Остальные пять членов Комиссии назначаются Президентом Российской Федерации.

По Федеральному Закону об основных гарантиях избирательных прав граждан члены Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Центральная избирательная комиссия является по закону юридическим лицом и действует на постоянной основе.

Центральная избирательная комиссия наделена ответственностью за подготовку, организацию и проведение выборов и за направление деятельности нижестоящих комиссий, за обеспечение единообразного применения законов о выборах. В рамках своих полномочий Центральная избирательная комиссия может принимать решения, которые, в свою очередь являются обязывающими для нижестоящих комиссий, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, государственных предприятии, организаций, учреждений и их должностных лиц на территории Российской Федерации. По закону Центральная избирательная комиссия располагает полномочиями издавать инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения закона. В дополнение Центральная избирательная комиссия регистрирует избирательные блоки, а также кандидатов на должность Президента. Совместно с комиссиями субъектов Российской Федерации Центральная избирательная комиссия организует государственную систему регистрации избирателей.

Центральная избирательная комиссия осуществляет важнейшую часть административной работы, включая распространение и использование средства, выделяемых из государственного бюджета на проведение выборов, и обеспечение нижестоящих комиссий материалами, транспортом, связью и иной технической поддержкой. Несмотря на то, что печатание осуществляется в нижестоящих комиссиях, образцы и содержание форм, протоколов и других документов, а также текст бюллетеня утверждаются в Центральной избирательной комиссии.

Комиссия обладает полномочиями по рассмотрению жалоб или обжалований, касающихся решений или действий нижестоящих избирательных комиссий. Наконец, Центральная избирательная комиссия обладает полномочиями пересматривать решения нижестоящих избирательных комиссий.

По закону именно Центральная избирательная комиссия устанавливает процедуры по обработке результатов голосования. Комиссия также делает объявления в средствах массовой информации и устанавливает порядок передачи документов, относящихся к проведению выборов, в архив. При необходимости Центральная избирательная комиссия также несет ответственность за организацию и проведение повторного голосования и повторных выборов.

Нижестоящие избирательные комиссии

Для проведения выборов на должность Президента РФ существует три уровня избирательных комиссий (помимо ЦИК):

Комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.

- Комиссии субъектов Российской Федерации формируются во всех 89 субъектах Российской Федерации. Состоящие из 10 - 14 членов, которые назначаются законодательными и исполнительными органами власти в субъектах, которые должны принимать во внимание предложения общественных организаций, органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы или проживания. По крайней мере 1/2 членов комиссий субъектов Российской Федерации должна быть назначена представительными органами соответствующих ' субъектов Российской Федерации. Председатель, его заместитель и секретарь комиссий субъектов Российской Федерации, как правило, должны иметь высшее юридическое образование. Они назначаются на четыре года. Комиссии субъектов Российской Федерации обеспечивают взаимодействие между Центральной избирательной комиссией и органами государственной власти в субъектах Федерации, и координируют деятельность нижестоящих избирательных комиссий в рамках субъектов. Они наделены полномочиями выслушивать жалобы и рассматривать споры, касающиеся деятельности или решений нижестоящих комиссий и отменять их решения в случае необходимости. Именно Комиссии субъектов Российской Федерации ответственны за печатание и распространение бюллетеней согласно форме, установленной Центральной избирательной комиссией. Комиссии субъектов Российской Федерации пронумеровывают участки, находящиеся в их юрисдикции, и несут ответственность за суммирование итогов голосования в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Территориальные избирательные комиссии формируются в каждом территориальном подразделении в рамках субъектов. Территориальная избирательная комиссия состоит из 5 - 9 членов, которые назначаются органом местного самоуправления в городах, районах или других местных территориальных единицах. Органы местного самоуправления должны принимать во внимание предложения общественных организаций, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы или проживания при назначении членов территориальных избирательных комиссий. На основании совместного решения избирательных комиссий субъектов и Центральной избирательной комиссии более одной территориальной комиссии может быть сформировано в рамках административно - территориальной единицы, если на территории проживает слишком большое число избирателей.

- Территориальные избирательные комиссии информируют избирателей о расположении избирательных участков. Они также ответственны за то, чтобы бюллетени, материалы и прочие предметы необходимости доставлялись на избирательные участки вовремя. Территориальные избирательные комиссии следят за работой участковых избирательных комиссий на соответствующей территории. Территориальные избирательные комиссии играют ключевую роль в обеспечении равных условий проведения предвыборных кампаний кандидатов на уровне территорий совместно с соответствующей избирательной комиссией субъекта Федерации. В дополнение, территориальные избирательные комиссии уполномочены осуществлять слушание жалоб на действия или решения, принимаемые участковыми избирательными комиссиями, и могут пересмотреть решения последних по необходимости. Территориальные избирательные комиссии ответственны за суммирование итогов голосования, которые сообщаются с соответствующих избирательных участков. Срок полномочий членов территориальных избирательных комиссий истекает после официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации.
Участковые избирательные комиссии состоят из 5 - 9 членов, которые назначаются выборными органами местного самоуправления, которые должны рассмотреть предложения, поступающие от общественных организаций и групп граждан. Участковые избирательные комиссии уведомляют избирателей о членах участковых избирательных комиссий, рабочих часах, а также часах голосования и расположении участка в день голосования. Они также составляют список избирателей, в который вносятся избиратели, проживающие на территории этого участка, и представляют этот список для всеобщего ознакомления, для того, чтобы устранить ошибки и неточности. В день голосования участковая избирательная комиссия ответственна за организацию голосования на избирательном участке, работу с избирателями и подсчет голосов по окончании голосования. Полномочия членов участковой избирательной комиссии истекают после опубликования официальных результатов выборов Президента Российской Федерации.

Выдвижение кандидатов

Для того, чтобы баллотироваться на должность Президента Российской Федерации, лицо должно быть старше 35 лет и проживать в Российской Федерации не менее 10 лет. Кандидаты могут быть выдвинуты:

- избирательными объединениями, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции не менее чем за 6 месяцев до объявления дня выборов и чьи уставы оговаривают возможность участия в выборах через выдвижение кандидатов;
- избирательными блоками, которые сформированы двумя или более избирательными объединениями; или
- инициативными группами избирателей, которые образованы из не менее 100 граждан, обладающих активным избирательным правом;

Решение о формировании избирательного блока принимается на съезде (конференции) избирательных объединений, которые решают сформировать блок. Избирательные блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией после предоставления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации протоколов съездов (конференций), на которых было принято решение о формировании блока.

Регистрация групп по выдвижению кандидатов

Избирательное объединение, избирательные блок вправе выдвигать кандидатом на должность Президента Российской Федерации любое лицо, не являющееся членом входящих в них общественных объединений. Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации протокол с решением съезда (конференции) общественного объединения о выдвижении кандидата на должность Президента Российской Федерации. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства. Одновременно с этими документами представляются: копия свидетельства о регистрации общественного объединения Министерством юстиции Российской Федерации, зарегистрированный устав общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленная в установленном законом порядке доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения.

Инициативные группы избирателей представляют такую же информацию в Центральную избирательную комиссию относительно предлагаемого ими кандидата, а также данные о своих членах, включая полное имя, дату рождения, адрес места жительства и номер паспорта. Один кандидат может быть выдвинут более чем одной инициативной группой избирателей, однако, каждая инициативная группа должна отдельно завершить процесс выдвижения. Закон не содержит положения о том, что инициативные группы избирателей могут объединяться в случае, если они выдвигают одного и того же кандидата.

После проверки всех поданных документов Центральная избирательная комиссия регистрирует уполномоченного представителя избирательного объединения, блока и инициативной группы избирателей, которые успешно прошли процесс подачи документов, и выдает им регистрационное свидетельство. В случае отказа Центральная избирательная комиссия уведомляет о своем решении избирательное объединение, блок и инициативную группу. Отказ в регистрации может быть обжалован в Верховный Суд Российской Федерации.

Сбор подписей в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации

Сразу после регистрации уполномоченных представителей избирательные объединения, блоки и инициативные группы избирателей начинают вторую стадию процесса выдвижения кандидатов. Выдвижение кандидатов на должность Президента Российской Федерации должно быть подкреплено подписными листами с не менее 1 млн. подписей избирателей, имеющих право голосовать, собранных в не менее чем 15 субъектах Российской Федерации. В одном субъекте Российской Федерации может быть собрано не более 7% от общего числа необходимых подписей. Подписи могут быть собраны у избирателей, имеющих право голосовать, и проживающих вне территории Российской Федерации.

Подписи в поддержку кандидата не могут быть собраны до регистрации уполномоченных представителей организаций, выдвигающих кандидата. Если один кандидат выдвинут более, чем одной группой избирателей, каждая организация, выдвигающая кандидата, должна собрать по отдельности необходимое число подписей.

Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или инициативных групп избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. Подписи могут собираться любым избирателем, уполномоченным на это организацией, выдвигающей кандидата, Каждый подписной лист должен содержать полное имя, дату рождения, место работы, должность (род занятий) и место жительства кандидата, а также наименование субъекта Российской Федерации, где собираются подписи. В дополнение, должно быть указано название избирательного объединения или блока, которые поддерживают кандидата. Каждые подписной лист должен содержать полное имя лица, которое собирает подписи, с указанием адреса места жительства и номер паспорта, а также подтверждение уполномоченного представителя организации, которая выдвигает кандидата на должность Президента Российской Федерации.

Сбор подписей избирателей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены федеральным законом. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи. Администрация и трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов.

Подписные листы должны быть сброшюрованы по соответствующему субъекту Российской Федерации и пронумерованы. После окончания сбора подписей уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока и инициативных групп и избирателей подсчитывают число собранных подписей избирателей по каждому субъекту Российской Федерации, где проводился их сбор, и число собранных подписей граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, а также общее число подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Итоговый протокол, заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность Президента Российской Федерации и декларация о доходах кандидата за два года, предшествующих году выборов по установленной законом форме передаются уполномоченными представителями избирательных объединений, блоков и инициативных групп избирателей до 18 часов не позднее чем за 60 дней до дня выборов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Регистрация кандидатов

В течение 10 дней со дня получения подписных листов и прочих документов Центральная избирательная комиссия должна вынести решение о регистрации кандидата. По закону Центральная избирательная комиссия должна проверить соответствие документов требованиям закона. При проверке Центральной избирательной комиссией Российской Федерации правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, избирательных блоков и инициативных групп избирателей, а также кандидаты на должность Президента Российской Федерации и их доверенные лица. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации организует проверку подписных листов. Центральная избирательная комиссия должна вынести решение относительно регистрации кандидата в течение 10 дней. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 3 дней. Решение Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы является окончательным.

Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации. Только после получения официального удостоверения кандидаты могут начинать предвыборную кампанию.

Для приближающихся выборов Президента общее число заявлений, поданных объединениями и инициативными группами избирателей, равно 78. Из этого числа только 17 завершили процесс и подали подписные листы. Из них 5 получили отказ Центризбиркома. Отказ в регистрации был обжалован в Верховном Суде в 7 случаях. Наконец, только 11 кандидатов успешно получили доступ к бюллетеню на выборы 16 июня 1996 года.

Предвыборная кампания

Со дня регистрации кандидаты, занимающие должности в государственных или муниципальных органах (за исключением Президента РФ), а также занятые в средствах массовой информации освобождаются от исполнения своих обязанностей на время их участия в избирательной кампании. Другие кандидаты могут освобождаются от своих обязанностей, включая военную службу, с даты регистрации до дня официального опубликования результатов голосования. Во время этого периода кандидат получает денежную компенсацию от Центральной избирательной комиссии в размере его среднего месячного дохода, но не превышающую минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 20 раз. Закон также устанавливает, что кандидат не должен использовать преимущества своего служебного положения во время избирательной кампании. Это положение также касается Президента, который выдвинут на переизбрание. Кандидат на должность Президента не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов. По закону кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального Прокурора Российской Федерации. Давая такое согласие, Генеральный Прокурор Российской Федерации немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации. Кандидат также имеет право бесплатно пользоваться любыми видами общественного транспорта (за исключением такси) во время избирательной кампании. Оплата поездок в пределах территории Российской Федерации производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Кандидат на должность Президента Российской Федерации может иметь до 200 доверенных лиц, которые осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата. Кандидат должен представить заявление на каждое доверенное лицо, а также заявление гражданина о согласии быть доверенным лицом. Центральная избирательная комиссия выдает доверенным лицам удостоверения. Администрация обязана предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

Предвыборная агитация и использование средств массовой информации

Закон о выборах Президента Российской Федерации устанавливает, что кандидаты, избирательные объединения, блоки и инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы федеральным органам власти, органам государственной власти в субъектах Российской Федерации, органам местного самоуправления, воинским частям, военным учреждениям и организациям, благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также членам избирательных комиссий. По закону предвыборная агитация может включать выступления через средства массовой информации, проведение публичных предвыборных мероприятий, таких как собрания, встречи с избирателями, дебаты и дискуссии, митинги, шествия, демонстрации, иные предвыборные мероприятия. Сюда относится распространение печатной продукции и аудиовизуальных материалов. Предвыборная агитация должна быть закончена в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов, а также запрещена в день голосования.

По закону кандидатам предоставляется равное количество бесплатного эфирного времени на радио и телевидении, которые финансируются из средств федерального бюджета и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Кандидаты также могут приобретать за плату дополнительное эфирное время, включая эфирное время на муниципальных и государственных теле и радиостанциях (Закон о гарантиях избирательных прав граждан). При этом кандидат, избирательное объединение или блок, инициативная группа избирателей вправе самостоятельно определить форму и характер предвыборной агитации. Запрещается прерывать теле- и радиопрограммы (передачи), содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг. Сообщения, касающиеся предвыборной агитации, должны даваться исключительно отдельным блоком. Периодические печатные издания, учрежденные органами законодательной власти (представительной), исполнительной, судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не вправе публиковать агитационные предвыборные материалы кандидатов на должность Президента Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных блоков и инициативных групп избирателей.

Периодическое печатное издание, одним из учредителей которого являются государственные или муниципальные органы, государственные предприятия, учреждения, организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета и которое предоставило кандидату, избирательному объединению, блоку, инициативной группе избирателей место на полосе, не вправе отказать другим кандидатам, избирательному объединению, блоку, инициативной группе избирателей в месте на полосе на тех же условиях и обязано это сделать в ближайших номерах.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам на должность Президента Российской Федерации, избирательным объединениям, блокам и инициативным группам избирателей в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями, по требованию избирательных комиссий. Органы государственной власти и муниципальные органы, государственные предприятия, учреждения, организации должны предоставлять помещения для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.

Закон устанавливает ряд ограничений, относящихся к проведению предвыборной агитации и на содержание рекламы, распространяемой кандидатами и группами по выдвижению кандидатов.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, в частности, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. Запрещается предпринимать попытки повлиять на избирателей посредством предложения товаров или услуг, ценных бумаг и иных материальных благ. Кандидаты, избирательные объединения, блоки и инициативные группы избирателей могут быть привлечены к ответственности за нарушения во время предвыборной кампании. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, в том числе в теле- радиопрограммах (передачах), если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. Злоупотребление свободой при использовании средства массовой информации или нарушения законов и положений, которые регулируют предвыборную кампанию, влекут серьезное наказание. Закон возлагает на избирательные комиссии осуществление контроля над исполнением законодательства. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных печатных материалов, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Наконец, Центральная избирательная комиссия может обратиться в Верховный Суд с предложением об отмене регистрации кандидата.

Финансирование предвыборной кампании

Избирательные кампании кандидатов финансируются из бюджетных средств, выделяемых кандидату Центральной избирательной комиссией, а также из других источников. Кандидаты вправе использовать свои средства, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 1000 раз (57.750.000 руб.). Также. кандидаты могут принимать пожертвования от избирательных объединений, блоков, инициативных групп избирателей, которые выдвинули его. Эти средства не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50000 раз (2.887,5 млн. руб.). Частные пожертвования, а также пожертвования от юридических лиц можно принимать только в рамках ограничений, установленных законом. Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 250 тыс. раз (14.437,5 млн. руб.). Не допускаются пожертвования от:

- иностранных государств, организаций и граждан;
- лиц без гражданства;
- российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном фонде превышает 30%;
- международных организаций и международных общественных движений;
- органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
- воинских частей, военных учреждений и организаций;
- благотворительных организаций и религиозных объединений;

Каждый кандидат обязан сохранять все финансовые средства, независимо от их источника, на временном счете в отделении Сберегательного Банка Российской Федерации. Все пожертвования и расходы должны осуществляться через этот счет. Банки обязаны предоставлять Центральной избирательной комиссии сведения о поступлении средств на специальные временные счета кандидатов в трехдневный срок со дня их поступления. Банки предоставляют Центральной избирательной комиссии по запросу в письменной форме сведения о расходовании средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов. Кандидаты представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации финансовый отчет не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов. Кандидат на должность Президента Российской Федерации не позднее чем через 30 дней после для выборов возвращает Центральной избирательной комиссии Российской Федерации неизрасходованные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных ему Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Остатки денежных средств на счетах кандидатов после окончания выборов перечисляются кандидатами пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществившими пожертвования в избирательные фонды, с разрешения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. Анонимные пожертвования перечисляются в пользу государства. Нарушения последнего запрета закона о финансировании может привести к отмене регистрации кандидата, на основании обращения в Верховный Суд Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Признание выборов состоявшимися

Выборы считаются состоявшимися, если 50 или более процентов граждан, внесенных в список избирателей, участвовало в них. Избранным считается кандидат на должность Президента Российской Федерации, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не получил достаточного количества голосов, два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, участвуют в повторном голосовании. Повторное голосование проводится не позднее чем через 15 дней со дня установления результатов общих выборов. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат над должность Президента Российской Федерации, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Если до проведения повторного голосования остался один кандидат на должность Президента Российской Федерации, по решению Центральной избирательной комиссии вторым кандидатом для проведения повторного голосования признается кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по которым Центральная избирательная комиссия первоначально назначила повторное голосование.

В случае, если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися, недействительными или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом Российской Федерации, весь избирательный процесс должен начинаться сначала. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов. При повторных выборах сроки избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на треть. В случае проведения повторных выборов кандидатами на должность Президента Российской федерации не могут быть вновь выдвинуты кандидаты, действия (бездействие) которых послужило основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными.

Регистрация избирателей

Списки избирателей составляет участковая избирательная комиссия на основании данных, представляемых по установленной форме главой местной администрации. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом и проживающие на территории соответствующего избирательного участка. Список избирателей составляется в алфавитном порядке или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства избирателя. Один экземпляр списка избирателей остается в участковой избирательной комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 16 дней до дня выборов.

Студенты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, вносятся в список по месту расположения общежития. Военнослужащие, проживающие в воинской части, и члены их семей вносятся в список на основе данных, предоставляемых командиром воинской части. Списки избирателей, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, а также дипломатических миссий Российской Федерации, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.

Иные виды работы с избирателями

Избиратели, которые по состоянию здоровья не могут прийти в помещение для голосования, могут в письменной форме обратиться в участковую избирательную комиссию с тем, чтобы бюллетень принесли на дом в день голосования. Просьба о голосовании вне избирательного участка должны быть подтверждена в письменной форме сразу после прибытия членов избирательной комиссии по указанном у адресу. Письменное заявление должно содержать такую же информацию, что и список избирателей и должно быть подписано избирателем, который подтверждает, что он получил бюллетень. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается пометка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. На избирательных участках должно быть достаточное количество переносных ящиков для голосования. Наблюдатели вправе присутствовать при голосовании, которое проходит вне помещений для голосования.

Избиратель, который в течение 30 дней до дня голосования обнаружит, что он не сможет прийти на участок, к которому он приписан, в день голосования, вправе получить открепительное удостоверение. Во время выдачи открепительного удостоверения избиратель должен дать расписку, что он -получил открепительное удостоверение. Факт выдачи удостоверения также отмечается отдельно в специальном акте. После предъявления удостоверения на избирательном участке в день голосования, избиратель будет дополнительно включен в список избирателей на этом участке и сможет проголосовать. Избирательная комиссия в субъектах Российской Федерации вправе разрешить провести голосование досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня выборов, на судах торгового, рыболовецкого, научно-исследовательского, военно-морского и речного флотов, которые в день выборов будут находиться в экспедициях, иностранных портах, автономном плавании, а также на полярных станциях, в других отдаленных и труднодоступных районах.

3. Открытие избирательных участков

В день выборов голосование проводится с восьми до двадцати двух часов по местному времени.

Избирательные участки должны быть оборудованы кабинами для голосования, которые позволят проголосовать тайно. Избирательные кабины должны быть оборудованы столами и снабжены письменными принадлежностями. Использование карандашей не допускается. В помещениях для голосования участковая избирательная комиссия должна поместить образец заполненного бюллетеня, который не содержит фактических имен кандидатов на должность Президента Российской Федерации. Информация о кандидатах должна быть предоставлена, однако такая информация или предвыборные платформы кандидатов не должны носить агитационного характера. Члены избирательной комиссии, избиратели и уполномоченные наблюдатели вправе присутствовать при голосовании. Прежде чем опечатать ящики для голосования Председатель избирательной комиссии должен продемонстрировать членам избирательной комиссии и уполномоченным наблюдателям, что ящики пусты.

Предложения для наблюдателей

- Начните свое наблюдение еще до того, как вы прибудете на избирательный участок. Осмотрите прилегающий район и окрестности и убедитесь, что отсутствуют признаки ведения агитации. Пожалуйста пометьте, если вы заметите нарушения или большие группы избирателей, которые подъезжают в одной машине или совместно прибывают большими группами.
- Отметьте для себя месторасположение участка, удобство его расположения и общее состояние. Отмечайте случаи недостаточной организации на участке, например, необычно длинные очереди или лица, бесцельно слоняющиеся по участку. Также отметьте присутствие милиции на избирательном участке.
- Агитация запрещена с 00 часов, предшествующего дню выборов и в день выборов. Наблюдайте за наличием неразрешенной политической агитации, такой как распространение материалов о кандидатах, политических партиях или неофициальные руководства для избирателей. Наблюдайте за политической деятельностью или иными стимулами, которые используются для влияния на избирателей, которые приходят на избирательный участок.
- После прибытия на избирательный участок предъявите ваше удостоверение и побеседуйте с Председателем участковой избирательной комиссии. Без лишнего вмешательства в работу попытайтесь побеседовать с другими членами избирательной комиссии, представителями кандидатов и наблюдателями от избирательных объединений. Выясните причины недовольства.
- Убедитесь, что все лица, которые работают в качестве членов избирательной комиссии и выдающие бюллетени, действительно являются назначенными членами избирательной комиссии.
- Понаблюдайте, присутствуют ли на участке лица или группы лиц, которые не являются членами избирательной комиссии, избирателями, которые ждут своей очереди проголосовать или наблюдателями.
- Понаблюдайте за организацией работы на избирательном участке, включая разделение ответственности между членами комиссии, расположением столов й- материалов, кабин для голосования и урн. Определите, способствует ли такое расположение и организация эффективной работе участка и сохранности материалов.
Обеспечивает ли расположение и размещение избирательных кабин достаточную степень уединения для тайного голосования избирателей?
Находится ли ящик для голосования в поле зрения членов избирательной комиссии и наблюдателей?
Обеспечивает ли расположение инвентаря на участке необходимые условия для наблюдателей? Есть ли какие-нибудь препятствия для наблюдения представителями кандидатов или избирательных объединений?
- Попросите Председателя проверить число бюллетеней, которые заранее получены на участок и общее число избирателей, внесенных в списки избирателей.

4. Бюллетени

Центральная избирательная комиссия определяет текст и форму бюллетеня. Бюллетени могут быть только односторонними. Бюллетени должны доставляться на избирательные участки не позднее чем за 4 дня до дня выборов. Число бюллетеней, выдаваемых на каждый избирательный участок, не может превышать число избирателей, внесенных в списки избирателей, более чем на 0,5%.

По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации бюллетени в республиках, которые являются частью Российской Федерации могут быть отпечатаны на государственном языке республики, а также на русском языке. По необходимости, бюллетени могут быть отпечатаны на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

Бюллетени содержат полные имена зарегистрированных кандидатов, расставленные в алфавитном порядке. Также обозначено место работы кандидата, должность или род занятий, адрес места жительства. Если кандидат был выдвинут избирательным объединением или блоком, обозначается название избирательного объединения или блока, также как и принадлежность кандидата к определенной политической партии или другой общественной организации. Кандидаты, которые непосредственно выдвигаются инициативными группами избирателей, могут включить данные о своей политической принадлежности к партии по своему решению.

В нижней части бюллетеня после списка кандидатов избирателям предлагается строка «Против всех кандидатов». Бюллетени также содержат инструкции с указаниями о правильном заполнении бюллетеня. Бюллетени обычно упакованы в пачки.

В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Как правило, это делается заранее.

В случае выбытия кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки «Против всех кандидатов».

Рекомендации наблюдателям

- Проследите за способом выдачи бюллетеня. Выдаются ли они избирателям членом комиссии, или избиратель может взять бюллетень из пачки самостоятельно?
- Понаблюдайте содержатся ли бюллетени в чистых, запечатанных пачках. Есть ли достаточная гарантия, что бюллетени не попадут в руки неуполномоченных лиц?
- Определите правильно ли подписываются бюллетени и ставится ли на них печать соответствующего избирательного участка. Определите, когда происходит подписание бюллетеней и когда ставится печать - до начала голосования или по мере выдачи бюллетеней.
- Узнайте, когда были получены бюллетени и прочие материалы для голосования и как они хранились до дня голосования.

5. Голосование

Каждый избиратель голосует лично. Запрещается голосовать от имени другого лица. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.

Порядок голосования

Каждый избиратель должен предъявить свой паспорт или другой документ, удостоверяющий личность избирателя, для того, чтобы получить бюллетень. Член избирательной комиссии находит в списке избирателей имя избирателя и просит избирателя поставить свою подпись напротив своего имени. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии. Избиратель проходит в кабину для голосования, где не может присутствовать никто, за исключением этого избирателя. Только один избиратель может находиться в кабине при заполнении бюллетеня.

После заполнения бюллетеня избиратель лично опускает бюллетень в урну для голосования. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Некоторые исключения

- В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей справа от фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт. Погашенные бюллетени будут подсчитаны при подготовке к заполнению протокола в конце подсчета голосов.
- В участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должны быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Наблюдатели могут сопровождать членов участковой избирательной комиссии с переносным ящиком. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. В списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования.
- Если избиратель пришел в помещение для голосования, а его имя отсутствует в списке избирателей, он может быть дополнительно включен в список после предъявления документов, которые подтверждают, что он проживает на территории этого избирательного участка. В дополнение, избиратели, которые не могут проголосовать на своем избирательном участке в день выборов и предъявляют открепительные удостоверения, также будут включены в список избирателей и получат возможность проголосовать.

Рекомендации для наблюдателей

- Поинтересуйтесь, сколько избирателей в списке избирателей и сколько избирателей проголосовало. Запишите эти данные и проставьте время. По мере голосования у вас сформируется представление о количестве проголосовавших. Эта информация может быть полезна, особенно, когда появятся официальные результаты.
- Сравните общее число избирателей в списке и число избирателей, которые, как отмечено, проголосовали вне помещения для голосования. Определите, насколько велико число избирателей, которые проголосовали вне помещения для голосования. Попросите список избирателей и посмотрите, сколько имен помечено таким образом.
- Понаблюдайте, пытаются ли избиратели проголосовать от имени другого лица. Проследите, какова реакция членов избирательной комиссии.
- Поинтересуйтесь, сколько избирателей не смогли проголосовать, если их имени не было в списке избирателей или если у них не было необходимых документов удостоверения личности. Узнайте, как действовали члены участковой избирательной комиссии в таком случае и как разрешались подобные проблемы.
- Понаблюдайте, насколько соблюдается тайна голосования или избирателям позволяется голосовать вместе в одной кабине для голосования.
- Выясните, кто помогает избирателям при голосовании.
- Если возможно, попытайтесь сопровождать переносной ящик для голосования и понаблюдать за качеством отчетности, а также проследите за тем, насколько инструкции четко выполнялись. Определите, применяется ли переносной ящик в целях предназначения или он используется также для того, чтобы увеличить количество проголосовавших избирателей и для достижения 50% порога.
- Поинтересуйтесь у Председателя участковой избирательной комиссии о случаях беспорядка, нарушений или жалоб. Узнайте, как эти ситуации были разрешены.
- По ситуации попытайтесь выяснить у наблюдателей или представителей кандидатов, довольны ли они ходом голосования и работой участковой избирательной комиссии. Имейте ввиду общую напряженность ситуации.
- Определите, есть ли случаи давления на избирателей, а также нет ли пристрастного толкования инструкций для избирателей.

6. Подсчет голосов

Бюллетени подсчитываются на избирательном участке участковой избирательной комиссией сразу после закрытия участковых избирательных участков в 10 часов вечера. Все избиратели, которые находятся в помещении для голосования в это время и еще не проголосовали, могут проголосовать. Наблюдатели вправе присутствовать при подсчете.

Перед вскрытием избирательных ящиков и перед началом подсчета голосов избирательная комиссия должна погасить все неиспользованные бюллетени в присутствии наблюдателей. Число неиспользованных бюллетеней должно быть оглашено и проставлено в протоколе, в который заносятся результаты голосования на соответствующем избирательном участке. Председатель участковой избирательной комиссии проверяет сохранность пломб или печатей на избирательных ящиках, дает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам и вскрывает избирательные ящики. Вскрытие избирательных ящиков происходит поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков.

Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений в письменной форме избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число поданных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.

Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования. Методы подсчета, как правило, разрабатываются самими членами участковых избирательных комиссий. В общем, во время подсчета бюллетени раскладываются по кандидатам и подсчитываются отдельно за каждого кандидата. Отдельно складываются бюллетени, в которых избиратели отметили строку «Против всех кандидатов».

Недействительные бюллетени

По мере просмотра бюллетеней члены комиссии должны определить, является ли бюллетень недействительным. Бюллетень является недействительным, если:

- если бюллетень не установленного образца;
- в нем нет подписей двух членов комиссии и печати участковой избирательной комиссии;
- отмечено более одного кандидата;
- бюллетень не заполнен;
- намерение избирателя неясно;

При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.

Недействительные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.

Заполнение протокола

После подсчета бюллетеней, члены участковой избирательной комиссии заполняют протокол с итогами голосования. В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные:

- число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирательной комиссии;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
- число погашенных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней не установленной формы);
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней не установленной формы);
- число действительных бюллетеней;
- число недействительных избирательных бюллетеней, в том числе, отдельной строкой, число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной позиции;
- фамилии, имена, отчества, а при из совпадении - иные данные о внесении в избирательный бюллетень кандидатах;
- число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
- число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

Протокол составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. Протоколы не должны заполняться карандашом и не должны содержать исправлений. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы. поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии.

Заверенные копии жалоб и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.

Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.

Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов.

Установление итогов голосования

Итоги голосования по соответствующей территории устанавливаются территориальной избирательной комиссией и затем передаются в соответствующую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации после суммирования результатов передает их в Центральную избирательную комиссию. Наконец, Центральная избирательная комиссия определяет и объявляет окончательные результаты выборов в целом. В случае, если обнаружены различия или несоответствия, а также, если возникают сомнения в правильности подсчета результатов на отдельном избирательном участке, может быть принято решение о повторном пересчете голосов избирателей соответствующей избирательной комиссией более высокого уровня. Пересчет голосов будет производится соответствующей участковой избирательной комиссией в присутствии членов избирательной комиссии более высокого уровня.

Рекомендации для наблюдателей

- Запланируйте прибыть для подсчета голосов на избирательный участок чуть раньше 10 часов вечера. Может случиться, что в целях безопасности избирательные участки будут закрыты и доступ к ним будет ограничен, но аккредитованным наблюдателям можно будет присутствовать при подсчете голосов,
- Понаблюдайте присутствуют ли наблюдатели от кандидатов, избирательных объединений и блоков. Устанавливают ли члены избирательной комиссии какие - либо препятствия для наблюдения.
- Посмотрите, проводят ли подсчет голосов члены избирательной комиссии с решающим голосом или другим лицам разрешено помогать при подсчете голосов.
- Понаблюдайте за тем, как погашаются неиспользованные бюллетени.
- Внимательно проследите за тем, по каким критериям отбираются недействительные бюллетени.
- Понаблюдайте за тем, как члены участковой избирательной комиссии обращаются с бюллетенями; как бюллетени сортируются, упаковываются и складываются и каковы условия для проведения подсчета в безопасности и порядке.
- Понаблюдайте, имеют ли доступ к бюллетеням иные лица, кроме членов участковой избирательной комиссии. Посмотрите, не делают ли члены комиссии каких-либо пометок на бюллетенях.
- Понаблюдайте за тем, как рассматриваются проблемы и споры, а также жалобы наблюдателей.
- Выясните у Председателя избирательной комиссии, как упаковываются и хранятся бюллетени и иные материалы для голосования по завершении работы. Выясните, какие приготовления сделаны для транспортировки материалов в территориальную избирательную комиссию.
- Понаблюдайте, как долго комиссия производит подсчет голосов.
- Запишите число избирателей, внесенных в списки избирателей, и число избирателей, фактически принявших участие в голосовании.
- Скопируйте результаты голосования на том участке, где вы осуществляете наблюдение.
- Выясните у членов участковой избирательной комиссии, какие вопросы или процедуры вызвали наибольшее количество вопросов во время проведения голосования.
- Выясните, есть ли у них предложения по улучшению процедуры голосования в будущем.

7. Заключительные задачи

Мы выражаем надежду, что это руководство поможет Вам провести наблюдение на выборах 16 июня 1996 года. Очень важно, чтобы Ваши наблюдения были объединены с результатами наблюдения Ваших коллег для общего анализа. Выясните у своей организации-спонсора, когда, где и кому Вы должны сдать материалы со своими наблюдениями.

Большое спасибо за участие в этой очень важной акции.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2019  Карта сайта