Демократия.Ру




Народ, зависящий от воли одного человека, не может сохраниться, да и не заслуживает этого. Р. Шеридан


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


16.11.2018, пятница. Московское время 13:00

Обновлено: 27.07.2018  Версия для печати

Диалектика развития потребностей

Фирсов А.

Всякий раз, когда говорят о потребностях, то гораздо чаще говорят о количестве, и гораздо реже о разнообразии и качестве.
А эти вещи диалектически связаны.

Рассмотрим на примерах.


Сколько обуви нужно человеку?

«…Милая Дуся, вы пишете, что кое-что купили, это хорошо, но еще б купили Вите ботинки. Было бы отлично. А то у меня болит сердце, потому что приходит весна, а Вите не в чем ходить в садик…». (Последнее письмо с фронта в феврале 1944г. моего дедушки - моей бабушке со словами о моем отце Викторе).


Не так давно человеку для жизни нужна была одна пара лаптей и несколько онучей, или одна пара сапог. На человека, имеющего две пары обуви, такой человек смотрел как на человека, больного потребительством.

Но носить лапти и зимой и летом не удобно, поэтому, как только появилась возможность, человек приобрел сапоги и валенки. И у него стало уже несколько пар обуви.
Но ходить постоянно в сапогах оказалось тоже не очень удобно, и человек впридачу к имеющейся обуви добавил ботинки.

И появилось непонимание.

Человек, который может позволить себе только одну пару обуви никогда не поймет человека, имеющего 4 пары, потому что он мыслит только количественно. Он будет считать, что 4 пары – это слишком много, поскольку ему, с его одной парой, очень не просто понять, что потребности развиваются у человека не только количественно, но и одновременно – качественно.

Наоборот, человек, у которого 4 пары обуви с трудом поймет – как можно носить одну и ту же обувь в разные сезоны и при разной погоде, ведь от этого ноги устают, они потеют и преют, на них натираются мозоли и натоптыши.


Диалектика развития потребности от количества к качеству и обратно

«Закон перехода количества в качество ртносится к числу основных законов диалектики. Он выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений». Философская экцикломедия


Так на каком-то этапе, из-за необходимости иметь обувь для разных сезонов качественная потребность в удобстве обуви удовлетворяется за счет количества, а точнее – за счет разнообразия.

Но вот приходит сезон дождей, и у человека обувь однажды промокает, или просто становится не совсем удобной. Тогда человек понимает, что лучше иметь две почти одинаковых пары обуви для одного сезона. Чтобы эти пары можно было менять, пока одна пара сушится, или находится в ремонте, или просто проветривается.

И тогда у человека оказывается две практически одинаковых пары обуви. Сейчас очень многие люди имеют практически одинаковые кроссовки только для того, чтобы их можно было менять время от времени по тем или иным причинам.

И таким образом от количества, появившегося для удовлетворения качественных потребностей, человек начинает увеличивать количество. Потому что такое количество может помочь ему улучшить качество процесса хождения – удовлетворения потребности.

Но надо сказать, что современному человеку, который может позволить себе купить 4 пары обуви или больше, который может позволить себе купить 4 пары обуви или больше, такого количества уже не достаточно.

И 5 пар обуви – этого не достаточно, потому что человек иногда занимается спортом, поэтому ему нужна спортивная обувь, обувь для лыж, для спортивных игр в зале и т.д.
Человек живет в разное время года, поэтому ему нужна обувь для зимы, для лета (жаркого и не очень), для осени и весны. Если обувь промокаемая, то ему нужна обувь на смену промокшей.

Если человек ходит в бассейн – ему нужны шлепанцы для бассейна, если он ходит по дому в тапочках – ему нужна домашняя обувь. Если человек ходит на танцы – ему нужна танцевальная обувь, а если ему иногда нужно выходить на сцену или выступать перед коллективом, то ему нужны соответствующие пары обуви.

И это разнообразие обуви – совсем не потребительство. Человек имеет разнообразие обуви не потому, что он гонится за количеством – наоборот, он думает не об обуви, а о том, чтобы о ней не думать, чтобы в любой ситуации он мог не заботиться о промокших или замерзших ногах, о потертостях, о потенциальном плоскостопии. Чтобы в старости не страдать из-за артрита в ногах, пяточных шпор и радикулита. Чем свободнее хочет чувствовать себя человек и чем меньше он хочет думать об обуви – тем больше ему надо этой самой обуви.

Чтобы взял, одел, пошел и забыл.


И та же самая история с рубашками.


Сколько человеку надо рубашек?

«Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель на дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не надо». В.Маяковский

Владимиру Маяковскому достаточно было одной, но свежепостиранной сорочки. И так было достаточно очень многим людям его времени. Кто-то довольствовался малым потому, что не мог позволить себе большего, кто-то ограничивал себя ради чего-то другого. Иметь много сорочек могли позволить себе только очень обеспеченные люди, снобы или потребители.

Сейчас у многих людей в шкафу больше десятка рубашек, сорочек, футболок, рубашек-поло, рубашек с коротким рукавом, гаваек. Разнообразен выбор материалов, фасонов, кроя, расцветки.

Люди имеют больше рубашек, чем требовалось Маяковскому потому, что прошедшие сто лет спираль потребностей прокрутилась не один раз, появилось огромное количество вариантов рубашек для различных случаев жизни. Но даже сейчас можно часто оказаться в ситуации, когда открываешь шкаф, а той рубашки, которая бы сейчас идеально подошла по погоде и по предстоящей деятельности – не находится.

Рубашек человеку надо много. Не столько по количеству, сколько по разнообразию.


Сколько комнат должно быть в квартире?

«…Вы один живете в семи комнатах.
- Я один живу и работаю в семи комнатах, - ответил Филипп Филиппович,
- и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку.
Четверо онемели.
- Восьмую! Э-хе-хе, - проговорил блондин, лишенный головного убора,
однако, это здорово.
- Это неописуемо! - воскликнул юноша, оказавшийся женщиной.
- У меня приемная - заметьте - она же библиотека, столовая, мой
кабинет - 3. Смотровая - 4. Операционная - 5. Моя спальня - 6 и комната
прислуги - 7. В общем, не хватает...» М.Булгаков «Собачье сердце».


Сразу после революции гражданам давали на семью даже не комнату, а угол, потом этого стало мало. Минимальным требованием на семью стала комната. Сейчас считается минимально необходимым для семьи – три комнаты и кухня. Чтобы можно было спать родителям, чтобы у каждого из детей было по комнате.

Но профессор Преображенский в романе Булгакова «Собачье сердце» хотел иметь больше семи комнат.

Почему? Потому что профессор работал на дому. Ему для приема посетителей нужна была приемная, для осмотра – смотровая, для операций – операционная, для чтения – библиотека, для работы – кабинет, для сна – спальня.

Почему российскому человеку надо в доме три разных комнаты? Потому что дома российский человек делает не более трех дел – поесть, помыться, сходить в туалет, поспать, и утром опять – сходить в туалет, помыться, поесть и на работу.

Если же посмотреть на людей, которые дома делают чуть больше, например, возятся с машиной, или занимаются спортом, то таким людям уже нужен дома гараж, спортзал, бассейн, сауна.

Но это не предел. Я работал с человеком, который увлекался гольфом. У него дома была комната с экранами на всех стенах, на которых изображалась площадка для гольфа. Экраны были сенсорными и чувствительными к удару мяча. Если ударить мячом по такому экрану, то далее компьютер воспроизводит на экране полет и остановку мяча на поле, после чего изображение изменяется, и человек зрительно оказывается на новом месте площадки.

Совсем недавно мой коллега рассказал мне о соседе по даче, у которого были две большие собаки. Чтобы не бегать с собаками километры, хозяин выделил одну комнату на даче для тренажеров собак, в которой собаки бегали.

К чему я это описал?

Не так давно в школах все предметы преподавали в одном классе. Потом система изменилась. Сейчас в школе обязательно есть столько классов, сколько преподается предметов. И ученики просто переходят из одного класса в другой.

Потребности человека таковы, что рано или поздно, но мы придем к тому, что человек в доме будет иметь столько комнат, сколько различных видов деятельности он осуществляет или хотел бы осуществлять в свободное время. Хочет поплавать – бассейн, хочет потренироваться – отдельная комната с тренажерным залом, где все тренажеры настроены под его уровень.

Хочет побоксировать – комната с рингом и грушами и другими тренажерами, для чтения – отдельная комната – библиотека, для упражнений в иностранном языке – отдельный кабинет, для каждого из увлечений – своя комната.

Для нумизмата – комната со стенами в монетах. Для охотника – комната с оружием, трофеями и отдельным тиром. Для любителя-садовода – оранжерея, теплица, зимний сад. Любителю животных – домашний зоопарк. Для любителя настольного тенниса, баскетбола или бильярда – соответствующая комната.

А если человек очень любит менять шубы, галстуки или обувь, то отдельное шубохранилище, комнаты для галстуков и комнаты для обуви.


Сколько машин должно быть у человека?

«Зачем вам на двух человек три машины?» Фраза мамы моей одноклассницы

У меня есть одноклассница, которая уехала в США и живет там со своим мужем.

Ее мама все еще живет в России и иногда посещает дочь в США.

И эта моя одноклассница жаловалась мне, что мама постоянно ругает ее за то, что они с мужем имеют три машины на двоих. И это при том, что ее муж – профессиональный водитель, развозящий грузы, иногда на своей машине.

Не может понять мама, как это может быть у человека две машины для разных поездок.

А ничего особенного в этом нет.

У человека может быть две машины. Для поездок за город (на дачу, на охоту, на рыбалку, на природу) по бездорожью – машина с высокой посадкой и проходимостью. Для поездок по городу – небольшой автомобиль с малым потреблением бензина и габаритами, но поворотливый и приемистый.

Может быть и больше.

Для перевозки тяжестей и стройматериалов – автомобиль с кузовом. Для поездок в хорошую погоду на свежий воздух – кабриолет, для развоза большого количества людей – микроавтобус. Для поездки вдвоем на дальние расстояния – двухместный спорткар, для катания по пересеченной местности – квадрацикл, для скоростной поездки в пробках – мотоцикл и мопед, для катания зимой по снегу – снегоход, для катания по воде – амфибия, катер, яхта и гребная лодка.

Сколько у человека целей для поездок – столько у него может быть автомобилей и транспортных средств.

Чтобы не думать о риске повредить днище машины при езде по проселку, чтобы не волноваться о возможности изорвать или испачкать обивку машины стройматериалами или грязной строительной одеждой. Машины, как пары обуви – должны быть для каждого конкретного случая. Чтобы о них не думать при поездке, а просто взял, сел и поехал.


Сколько домов должно быть у человека?

Считается, что достаточно одного – из которого он ездит на работу и в котором он проводит выходные дни.

Ну, максимум, - два. Вторым домом может быть дача, в которую человек выезжает на выходные, чтобы отвлечься, подышать свежим воздухом, побыть поближе к земле и зелени.

Но это ограниченный вариант, не учитывающий других возможных увлечений человека.

Если человек любит путешествовать на своей машине, то ему удобно будет иметь дом-прицеп на колесах или дом на колесах как транспортное средство. Если человек любит охоту, то ему необходим охотничий домик, где бы он мог отсиживаться в непогоду. Если человек любит проводить отдых у воды, то ему необходим или дом у воды и соответствующие водные транспортные средства – моторный катер, водный мотоцикл, весельная лодка или одна яхта, в которой все это можно разместить.

Если человек любит заниматься альпинизмом или кататься на горных лыжах – ему нужен дом в горах.

Если человек много времени проводит в полетах, то ему нужен дом с крыльями – личный оборудованный самолет.

Дома, как транспортные средства должны подходить человеку по мере необходимости. Нужно – сел и поехал в другой дом, взяв с собой только самое необходимое.

Мы говорим о вещественных потребностях. Но все потребности в материальном или услугах для многих людей не являются самоцелью. У многих людей есть связанные с этим, но иные цели.


Потребности внутренние и глубинные

«Эх, махнуть бы вокруг шарика!» - известное выражение В.П.Чкалова

«- Вы купили ботинки. А зачем? – Чтобы в них ходить на работу.
- А зачем Вам ходить на работу? – Чтобы зарабатывать деньги.
- А зачем Вам зарабатывать деньги? – Чтобы в семье были средства.
- А зачем в семье средства? – Чтобы семья могла вырастить детей».


Если долго спрашивать человека: «А зачем ему то?», «А зачем ему это?», то можно дойти до глубинных желаний человека:

- желание вырастить детей,
- желание создать свое дело, компанию или корпорацию,
- желание передать своим детям семейный бизнес,
- желание оставить след в истории, науке, культуре, спорте,
- желание прожить жить достойно заветам родителей,
- желание построить дом, вырастить сына и посадить дерево,
- желание построить справедливое общество,
- желание доказать окружающим свою правоту в важном вопросе и т.д.

Чем ярче и энергичнее человек, чем он одареннее, тем мощнее и глобальнее его глубинные потребности.

Валерий Павлович Чкалов мечтал облететь земной шар на самолете.

Сергей Павлович Королев мечтал сам облететь земной шар на ракете.

Томас Эдиссон хотел сделать вечную лампочку. Колумб хотел достичь Индии с другой стороны Земного шара. Магеллан мечтал проплыть вокруг Земного шара. Многие люди мечтали изобрести вечный двигатель, открыть эликсир жизни, философский камень, найти Ноев ковчег или ковчег Моисея. Существует немало людей, в которых живет детская мечта облететь вокруг Земли, Солнца, Галактики вокруг Вселенной. Пройтись по Луне, Марсу, Венере.

Кто-то хотел бы стать королевой красоты или Мистером Вселенная.

Глубинные желания (потребности) отличаются рядом особенностей:

- человек может их не всегда осознавать, или иметь сформулированными;
- человек может в процессе жизнедеятельности забывать о них, сосредотачиваясь на промежуточных ступенях;
- человек не способен оценить в деньгах, за какую сумму денег он может отказаться от этой мечты, у такой потребности чаще всего нет потребительской стоимости, она бесценна для человека;
- человек может иметь очень длительные сроки для реализации такой мечты, он может надеяться реализовать ее за свою жизнь или рассчитывать, что эту мечту осуществит не он сам, но его дети или потомки;
- возможность осуществить такое желание – является одним из самых сильных мотиваторов для человека;
- лишение человека возможности реализовать такую мечту может лишить человека смысла жизни.

Такие желания (потребности), являются глубинными. И их реализация может дать человеку такое счастье, какого нельзя добиться одними только материальными благами.

Но между глубинной потребностью и текущим состоянием человека могут быть промежуточные шаги. Человек может разделить движение к мечте на промежуточные этапы движения вперед или видеть определенные преграды, которые ему мешают, и пытаться их преодолеть.

Одним из самых известных способов ранжировать потребностей человека является пирамида Маслоу.

Посмотрим на нее внимательно с точки зрения глубинных желаний человека.


Потребности по пирамиде Маслоу

А что же представляет собой пирамида потребностей Маслоу?

Это забор, которым человек ограждается от других людей, только чтобы ему не мешали и он мог просто быть человеком.

Чтобы человеку не мешали существовать, и не лишили его возможности удовлетворения физических потребностей, человек начинает собирать еду, накапливать воду. Занимается возведением первой ступени пирамиды Маслоу – возводит первую линию забора, позволяющую ему чувствовать себя защищенным.

После этого человек начинает задумываться о второй линии защиты. Он начинает думать о том, как защитить имеющееся. Он обеспечивает себя жильем, забором, холодильником, оружием, деньгами. Решение этого вопроса становится второй ступенью пирамиды Маслоу или вторым защитным забором вокруг человека.

Этого человеку становится мало, и он пытается обзавестись семьей, друзьями, социальными связями. Так появляется третья ступень пирамиды Маслоу и третий забор вокруг человека, защищающий его внутренний мир.

Но этого человеку может казаться мало, и тогда он не просто объединяется с другими людьми, но и пытается заслужить их авторитет, уважение, поддержку. Это позволяет человеку подняться на четвертую ступень пирамиды Маслоу, и возвести четвертый, общественный забор вокруг себя.

После того как человек окружен четырьмя заборами, он может перестать беспокоиться о том, что ему помешают заниматься своими делами. После этого человек может расслабиться и заняться тем, чем он, вообще говоря, давно мечтал заняться – реализацией собственных глубинных желаний.

В пирамиде Маслоу эта деятельность называется «самореализация» - состояние успокоенности, естественности, когда не надо думать о мелочных проблемах и можно сосредоточиться на самом главном в жизни.

Но есть люди, которые не «заморачиваются» уровнями пирамиды Маслоу. Они сразу начинают заниматься главным в жизни. А от насущных проблем отмахиваются как от мелочи: «Будет день – будет и пища».

Вот почему самые знаменитые люди – Иисус, Будда, Магомет – это люди, которые просто отбросили пирамиду Маслоу как ненужную. Оставаясь, с одной стороны, самыми бедными людьми на планете, они, с другой стороны, оставили самый заметный след в жизни окружающих.

К сожалению, очень много людей настолько увлекаются в жизни возведением «заборов», сбором физических символов защищенности, что в конце концов вообще забывают, для чего им это все нужно было.


Потребности по Фрейду

Немецкий психиатр Зигмунд Фрейд создал интересную теорию, которая многим не нравится, но которая позволила вылечить огромное количество психических больных как самому доктору, так и его последователям.

Доктор Фрейд предположил, что внутри человека существует огромное количество желаний, которые стремятся выйти наружу. Но желания эти ограничиваются, причем не самим человеком, а окружающим его обществом. И если человек их не исполняет, то возникает дискомфорт и внутренний конфликт на бессознательном уровне.

Если такой конфликт между человеческим желанием и человеческой возможностью очень сильный, то человек находит выход из конфликта в сумасшествии.

Не всем людям нравится теория доктора Фрейда и его излишний акцент на сексуальности. Но использование этой теории лечило и лечит людей.


Аскетизм

Считается, что аскетизм – это сознательное решение самого человека. На самом деле, аскетизм – это чаще всего реакция человека на невозможность удовлетворить свои желания и поведение других людей.

Когда человек осознает противоречие между своим желанием и его возможностью реализации, он ставит себе полный запрет, отказывая себе как в самом желании, так и в мыслях об этом желании.


Все, что не укладывается в его сознание по потребностям, он начинает относить к потребительству.


А как провести различие между «потребительством» и «не потребительством»?

Прежде всего надо определиться с тем, что понимается под потребительством.


Потребительство

У термина «потребительство» я вижу два основных значения:

1. Подмена цели. Когда целью человека становится не что-то важное и захватывающее по жизни (поставить детей на ноги, спасти человечество, поставить мировой рекорд, облететь на самолете вокруг земного шара, покорить Эверест, побывать на Луне, открыть месторождение и т.п.), а то, что является промежуточным материальным этапом для этого: собрать максимальное количество разнообразных костюмов, или пар горной обуви и т.д. Т.е. средство перестает быть средством, а становится самоцелью. Это возможно, например, как коллекционирование (я не против коллекционеров), как способ выделиться или престижа (это пижонство и смешно), как средство самолюбования (вот что у меня есть), как моральный компенсатор и успокоитель (человеку когда-то не хватило хлеба, и с тех пор он как Плюшкин прячет хлеб по всем углам).

2. Ярлык. Когда человек, который может финансово позволить себе всего лишь одну пару обуви (и, естественно, смирился временно с этим), начинает осуждать человека, у которого три или больше пар обуви. Тогда на более преуспевшего навешивается ярлык «потребителя», «не думающего о возвышенном», «не заботящемся о других», «пытающегося выделиться» и т.п.. Таким термином намекается или прямо заявляется, что тот, у которого 5 пар обуви, покупает обувь не для удобства, а только как «потребительство» по пункту 1 выше.


Если человек потребляет для того, чтобы осуществить стратегическую и важную цель – потребление оправдано и понятно. Такой потребитель заслуживает уважения.
Если же человек сосредоточился («зациклился») на потреблении без дальнейшей цели – он становится потребителем в худшем значении этого слова.


Заключение

«Citius, Altius, Fortius!» - быстрее, выше, сильнее!
Девиз Олимпийских игр, принятый в 1913 г, который чеканится на каждой олимпийской медали.

Количество и качество в потребностях человека не может рассматриваться раздельно или подменять друг друга. Это взаимосвязанные вещи.

Количественный рост потребностей – это иное выражение качественных потребностей.

Качественный рост потребностей всегда приходит на смену количественному росту.

И те и другие потребности являются элементами, необходимыми для максимального удобного и свободного приближения человека к его глубинным потребностям.

И этот процесс безграничен. Человеческие желания всегда превышают его возможности если не количественно, то качественно и по ассортименту.

Идея о том, что какие-то общественные формации вроде коммунизма избавят людей от растущих потребностей, и остановят спираль развития потребностей является утопической.
В современном обществе невозможно предугадать, в каком направлении будут развиваться потребности. Ни в общем по направлению, ни отдельно по ассортименту, качеству или количеству.


Александр Фирсов
27.07.2018

Статья опубликована в Живом Журнале


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Фирсов А., Мираж Коммунизма

 Демократия.Ру: Фирсов А., В чем ошибался Маркс

 Демократия.Ру: Фирсов А., Шесть подходов Маркса к квалифицированному труду

 Демократия.Ру: Фирсов А., Маркс и пыльная мумия пролетария

 Демократия.Ру: Фирсов А., Что Маркс не понял в смене экономических формаций

 Демократия.Ру: Фирсов А., Семь подходов Маркса к услугам

 Демократия.Ру: Фирсов А., Убавочная стоимость или эксплуатация эксплуататора




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 07.10.2018

 29.09.2018

 14.09.2018

 27.07.2018

 23.07.2018

 18.07.2018

 10.07.2018

 29.06.2018

 14.06.2018

 31.05.2018

 30.05.2018

 30.05.2018

 15.05.2018

 06.05.2018

 06.05.2018

 05.05.2018

 05.05.2018

 30.04.2018

 28.04.2018

 27.04.2018


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2018  Карта сайта