Демократия.Ру




Гражданин, который видит, что демократические одежды его общества износились, и не кричит об этом - не патриот, а изменник. Марк Твен


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.01.2020, воскресенье. Московское время 00:35

Обновлено: 14.05.2003  Версия для печати

Российский диагноз – политический пофигизм?

Информационное агентство МиК

Как известно, российские избиратели повышенной электоральной активностью со времен распада СССР еще ни разу не отличались. Как показывает опыт последних избирательных кампаний, на федеральных выборах голосует обычно немногим более половины избирателей, на региональных выборах – значительно меньше. Исключение составляют лишь национальные республики и отдельные регионы с супер-авторитетными лидерами во главе. Многие субъекты после выборов подсчитывают убытки из-за признания выборов несостоявшимися по причине низкой явки. Завлечь же избирателей на участки для голосования бывает крайне сложно, особенно если выборы проводятся летом. Главной же причиной низкой активности, скорее всего, является низкий авторитет власти, недоверие людей к тем, кого они избирают, и очевидное разочарование в собственных возможностях каким-то образом повлиять на власть.

Интересное исследование недавно опубликовал ВЦИОМ. Социологи спросили у россиян, знают ли они, какие общероссийские выборы состоятся в России в этом году? Выборы в Госдуму – ответили 45% опрошенных. Не знают о выборах 55% (!). На вопрос о том, какие общероссийские выборы состоятся в 2004 году, были получены ответы: выборы президента – 63%, не знают – 37%. Разница в отношении граждан к депутатскому корпусу и президенту очевидна.

Еще один вопрос, который был задан респондентам: «Интересует ли Вас, насколько правильно и честно будут проводиться эти выборы, или Вам это, по большому счету, безразлично?». Интересует - ответили 66% опрошенных, безразлично – ответили 30%, затруднились ответить – 4%. Также у респондентов спросили: «Интересует ли Вас, как в целом распределятся голоса избирателей на этих выборах, или только то, добьются ли успеха те люди и силы, за которых Вы будете голосовать; или Вас вообще не интересуют результаты этих выборов?». Интересует в целом – ответили 50%. Интересует успех партий, за которые будут голосовать, – ответили 26%. Вообще не интересуют результаты выборов – сказали 17%. Затруднились ответить – 7%.

В целом, отвечая на вопрос, если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Государственную Думу России, какое из следующих утверждений наиболее точно отражает намерение респондентов участвовать в них, 53% ответили с той или иной степенью уверенности, что будут участвовать в выборах (57 млн. человек). О полном безразличии к выборам и их результатам заявили 17%. Данный показатель примерно на 10% (10 млн.) ниже явки на выборах 1999 года.

Однако наибольший интерес вызывают результаты политических предпочтений россиян. Несмотря на фантастические затраты и усилия власти по созданию собственной «партии власти», россияне никак не хотят признавать ее. За «Единую Россию» в настоящий момент, по данным ВЦИОМ, готовы отдать свои голоса только 21% избирателей, которые собираются принять участие в выборах. Показатель КПРФ – 28%. Далее, в порядке убывания, следуют ЛДПР (7%), «Яблоко» и СПС (по 6%).

Почти аналогичные пропорции были получены в ходе опроса фондом «Общественное мнение» (ФОМ). За КПРФ готовы проголосовать, как утверждают социологи ФОМ, 22% россиян, за «Единую Россию» – 21%. Далее следуют ЛДПР (6%), «Яблоко» (4%) и СПС (3%).


Социологи ВЦИОМ, сопоставив нынешние результаты с итогами выборов 1999 года, отмечают - за “Единую Россию” сегодня собирается проголосовать ровно вдвое меньшее число людей, чем в сумме за “Единство” и ОВР в 1999 году. Правые партии («Яблоко», СПС и прочие) собирают на 4 млн. меньше голосов. В целом пока у реформаторских партий набирается всего 21 млн. сторонников, и положение выглядело бы для них катастрофическим, если бы не то обстоятельство, что среди 57 млн. избирателей, намеренных прийти на выборы, 11 млн. пока затрудняются назвать партию, за которую проголосуют. Анализ же показывает, что эта группа электората настроена отнюдь не прокоммунистически. Напротив, это, главным образом, женщины, не очень осведомленные и определенные в своих политических взглядах, но верящие в Путина и настроенные на то, чтобы выборы были честными. Поэтому ВЦИОМ с уверенностью утверждает, что этот контингент избирателей, если его не отпугнут грязные технологии, добавится к реформаторскому лагерю в той его части, на которую укажет президент. Если этот прогноз верен, то у “Единой России” есть шансы повторить тот результат, который показали обе ее составляющие в 1999 году. Однако завоевание этой партией конституционного большинства, даже в случае получения 100% мандатов в мажоритарной части Думы, не выглядит реалистической задачей. Возможен вариант, при котором через пятипроцентный фильтр проходит только одна из правых партий. В таком случае у “Единой России” будет 49% мандатов, у КПРФ - 34%, у ЛДПР - 9% и 7% у “Яблока” или СПС. В случае же прохождения обеих правых “Единая Россия” имеет 47% мест, КПРФ - 33%, ЛДПР - 8% и правые партии - 12% на двоих.

Немаловажным моментом в предстоящих предвыборных баталиях, как считают социологи ВЦИОМ, является известность партии, ее “раскрученность”. Как показал опрос, в данное время только 9 партий известны более чем 20% населения. Это, в порядке убывания, ЛДПР (86%), КПРФ (84%), “Яблоко (80%), “Единая Россия” (71%), СПС (62%), АПР (36%), Экологическая партия (24%), “Возрождение России” (23%) и РНЕ (20%). После гибели С.Юшенкова сразу на 9 процентных пунктов (пп) выросла известность “Либеральной России” (17%). Довольно успешно протекает работа по поднятию уровня своей известности у АПР и РНЕ, добавивших за месяц по 6 пп к числу осведомленных об их существовании.


В то же время оставляет желать лучшего осведомленность людей о деятельности партий в различных сферах общественной жизни и занимаемых ими позициях. Около трети опрашиваемых затрудняются сказать, какая из партий уделяет больше внимания тем или иным проблемам; около четверти убеждены, что ни одна из партий вообще жизненно важными проблемами не занимается. В оставшихся 40% более-менее осведомленных складываются подчас довольно превратные представления о роли тех или иных партий. Так, сколь ни была бы велика активность СПС в области проведения военной реформы, она замечена лишь 12% граждан, а 17% полагают, что реформе армии наибольшее внимание уделяет “Единая Россия”. “Единой России” отдается пальма первенства и в других вопросах, кроме социальных проблем, где на первое место с 16% выходит КПРФ.

На этом фоне неким контраргументом служат результаты исследования, проведенного фондом «Общественное мнение». Социологи придумали партию-фантом и начали о ней расспрашивать респондентов. Задавая вопросы о вымышленной "Партии справедливости и порядка", ФОМ пытался выявить меру готовности избирателей позитивно реагировать на заведомо привлекательную "этикетку", "брэнд" (данные опросов однозначно свидетельствуют о том, что "справедливость" и "порядок" принадлежат в России к числу наиболее чтимых ценностей). Прежде всего выяснилось, что довольно значительная часть опрошенных "осведомлена" о несуществующей партии: 11% респондентов заявили, что "знают" (1%) или "что-то слышали" (10%) о ней. Причем особенно часто демонстрировали такую "информированность" респонденты с высшим образованием – соответственно 2% и 17%. Трудно сказать, чем это объясняется, признаются социологи ФОМ. Возможно, высокообразованному гражданину, более или менее регулярно смотрящему новостные и информационно-аналитические программы телевидения, просто труднее признаться интервьюеру, что он впервые слышит от последнего о некоей политической структуре. Но не исключено, что повышенная "осведомленность" респондентов с высшим образованием чаще связана не с боязнью выглядеть недостаточно компетентным, а с искренним заблуждением: участнику опроса может показаться, что упомянутое интервьюером название он уже слышал ранее. Так или иначе, эти данные заставляют сделать вывод о том, что превосходящая информированность высокообразованных участников опросов в политической проблематике в некоторых случаях оказывается иллюзорной. О положительном отношении к "Партии справедливости и порядка" заявили 6% опрошенных, об отрицательном – 3%; остальные сказали, что безразличны к ней, либо затруднились с ответом. Однако показательно, что если среди сторонников КПРФ доли проявивших симпатию и антипатию к этой "партии" оказались одинаковыми (по 5%), то среди сторонников "Единой России" позитивное отношение к ней выразили 9%, а негативное – только 2%. Между тем идеологемы, составившие название партии-фантома, безусловно, особенно близки именно коммунистическому электорату. И если сторонники компартии отреагировали на "брэнд" негативнее, чем приверженцы "партии власти", то объясняться это может, по-видимому, только тем, что первые более лояльны в отношении "своей" партии, нежели вторые, что они, соответственно, в большей мере склонны видеть в любой новообразованной политической структуре прежде всего конкурента КПРФ, нежели сторонники "Единой России" – соперника этой партии.

Данное предположение подтверждается и тем, что именно приверженцы КПРФ особенно часто заявляют, что исключают для себя возможность проголосовать за "Партию справедливости и порядка" на парламентских выборах, и реже, чем сторонники иных партий, такую возможность допускают, тогда как избирателям, ориентирующимся на "Единую Россию", мысль о голосовании за партию с таким привлекательным названием представляется приемлемой лишь немногим реже, чем неприемлемой.

Отвечая на вопрос: "Скажите, пожалуйста, Вы в принципе допускаете или исключаете для себя возможность проголосовать на предстоящих выборах в Государственную Думу за «Партию справедливости и порядка»?", респонденты ответили: допускаю – 14%, исключаю – 32%, затруднились ответить – 54%. Стоит обратить внимание на то, что сторонники ЛДПР занимают в этом вопросе почти столь же "жесткие" позиции, как и приверженцы КПРФ, а сторонники "Яблока" и, в еще большей мере, СПС весьма охотно допускают возможность смены электоральной ориентации.

В целом же наиболее значимым представляется тот факт, что лишь каждый третий участник опроса однозначно утверждает: голосовать за "Партию справедливости и порядка" он не станет. Социологи ФОМ отмечают для сравнения, что доля респондентов, в той или иной мере определившихся в своих электоральных предпочтениях – называющих ту или иную партию в ответ на вопрос о том, за какую партию они, скорее всего, проголосуют, – уже довольно давно колеблется в интервале 55-60%. Однако, как следует из приведенных данных, доля избирателей, воспринимающих сегодня свои решения на этот счет как окончательные и "с порога" отказывающихся рассматривать новые "предложения", – значительно меньше. Причем, как и в прошлые годы, наиболее консолидированным оказывается электорат компартии.

Итак, допускают, что проголосуют за "Партию справедливости и порядка" 14% опрошенных. Однако точно такая же доля респондентов (14%), отвечая на аналогичные вопросы, допускала принципиальную возможность голосовать за недавно образованные Народную партию РФ и Российскую партию жизни. Очевидно, что такие "успехи" последних свидетельствуют не столько об электоральной привлекательности партий Г.Райкова и С.Миронова, сколько об объеме "резервуара" абсолютно свободных голосов, в борьбе за которые все претенденты на думские мандаты будут иметь определенные шансы, делают вывод социологи ФОМ.


Причем наиболее адекватное представление о социально-демографических характеристиках группы избирателей, находящихся еще, по существу, в "свободном поиске", не связанных "внутренними" обязательствами по отношению к какой-либо из действующих партий, позволяют составить именно ответы респондентов на вопрос о том, допускают ли они возможность голосования за партию-фантом: ведь здесь на суждения участников опроса не могут повлиять ни обрывки информации о деятельности соответствующей политической структуры, ни представления опрошенных об ее лидере. Молодежь представлена в этой группе значительно шире, чем старшее поколение: среди респондентов, не достигших 35-летия, допускают возможность голосования за "Партию справедливости и порядка" 19%, а среди тех, кому за 50, – только 10% (исключают такую возможность, соответственно, 26 и 38% представителей данных возрастных групп). Различия в уровне дохода на предрасположенности к голосованию за эту "партию" практически не сказываются; примерно в равной мере проявляется эта предрасположенность у жителей крупных городов и обитателей села (респонденты из малых городов реже допускают, но реже и исключают возможность голосования за партию-фантом – среди них особенно велика доля затруднившихся с ответом).

Социологи особо отмечают, что социальные оптимисты (те, кто надеется на повышение своего жизненного уровня в ближайшее время) значительно чаще, нежели пессимисты, допускают, что отдадут свои голоса "Партии справедливости и порядка" (19%), – и это при том, что ценностно-идеологический импульс, заложенный в названии данной "партии", адресован скорее не им, а менее "успешным", менее адаптированным слоям населения.

Таким образом, фонд «Общественное мнение» констатирует, что неустойчивость электоральных предпочтений российских избирателей сегодня представляет наибольшую политическую опасность для "Единой России" и СПС, тогда как для КПРФ она чревата неожиданными потерями в наименьшей степени. Если добавить к этому прогрессирующий в России абсентеизм, можно сделать вывод – в ходе предстоящей парламентской кампании партиям придется серьезно побороться за своих избирателей. Ни популизм, ни подкуп, ни угрозы, апробированные в ходе прошедших кампаний, сегодня могут не пройти.


Информационное агенкство МиК
14.05.2003


Статья и рисунок опубликованы на сайте Информационного агенкства МиК.

Постоянный URL статьи http://www.iamik.ru/shownews.php?id=8263


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Чижов Г., Играем в рейтинг

 Демократия.Ру: Ольшанский Д., Скрытые пружины предвыборной кампании: рейтинги и потенциал политических партий

 Демократия.Ру: Электоральный парадокс. Треть избирателей не знают, за кого проголосуют

 Кремль.Орг: Башкирова Е., Перед тем, как использовать слова «большинство» и «поддержка», необходимо провести сложные и аргументированные исследования

 Демократия.Ру: Римский В., Политические опросы как явление общественной жизни

 ФОМ.Ру: Фонд "Общественное мнение".

 РОМИР.Ру: РОМИР - Российское общественное мнение и исследование рынка

 Демократия.Ру: Кынев А.. Диагноз - партийная недостаточность

 Открытый Форум: Материалы заседания Клуба "Открытый Форум" 22.04.03 на тему: "Политическая риторика и электоральные ожидания сторонников основных партий. Начало "войны рейтингов"




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 06.01.2020

 01.12.2019

 13.11.2019

 07.11.2019

 11.09.2019

 11.09.2019

 07.09.2019

 07.09.2019

 04.09.2019

 23.08.2019

 05.08.2019

 02.08.2019

 19.07.2019

 23.06.2019

 14.06.2019

 05.04.2019

 05.04.2019

 01.04.2019

 01.04.2019

 19.02.2019


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Автор: В.И.Васильев, А.Е.Постников - ИРИС
Форма выпуска: Книга



Первое издание ИРИС - книга В. И. Васильева и А. Е. Постникова «Путеводитель по избирательной кампании: пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков». Это популярный комментарий законодательства о выборах депутатов Государственной Думы. В книгу включены рисунки популярного карикатуриста А. Бильжо. Издание предназначено для кандидатов в депутаты, организаторов избирательных кампаний, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников выборов.

Подробнее >>>



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта