Демократия.Ру




Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом: единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень. Виктор Гюго (1802-1885), французский писатель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


20.01.2020, понедельник. Московское время 16:38

Обновлено: 22.04.2003  Версия для печати

Выборы в Дагестане: правила меняются по ходу кампании

Алехичева Л.

Выборы в Народное Собрание Республики Дагестан проводились по крайне запутанной избирательной системе. Для обеспечения квотирования представительства в Народном Собрании народов, проживающих в Дагестане, было решено использовать одномандатные и многомандатные округа, в рамках которых распределялись так называемые «квотируемые» и «свободные» депутатские мандаты. В отличии от свободных мандатов квотируемые мандаты закреплялись за представителями определенных народов. Не входя в оценку обоснованности такого рода обеспечения национального представительства в законодательном органе Республики, хотелось бы обратить внимание на некорректность использованного порядка голосования и определения результатов выборов по многомандатным избирательным округам. Этот порядок не соответствовал Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Его применением на выборах, прошедших в марте этого года был нанесен серьезный ущерб свободному волеизъявлению граждан Республики. Это вполне проявилось в ситуации, сложившейся в г. Кизляр.

Согласно утвержденной схеме избирательных округов выборы в Народное Собрание Республики Дагестан в г. Кизляре должны были проводиться по трехмандатному избирательному округу. Однако изданным за месяц до окончания выборов Законом Республики Дагестан от 12 февраля 2003 г. были изменены правила проведения выборов по многомандатным округам, установленные действовавшим на тот момент Законом Республики Дагестан «О выборах депутатов Народного Собрания».

Были введены нормы, посредством которых многомандатные округа были фактически превращены в одномандатные. Так, при том, что в Кизлярском избирательном округе № 41 на 3 мандата было зарегистрировано 7 кандидатов, окружная избирательная комиссия приняла решение: выборы по третьему мандату не проводить, данные кандидата Ахматова И.М. из избирательного бюллетеня вычеркнуть. Основанием для этого послужило то, что в соответствии с новой редакцией п. 23 ст. 24 Закона «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан» якобы не была обеспечена альтернативность кандидатур по третьему мандату в рамках многомандатного избирательного округа.

Однако указанная норма Закона Республики Дагестан не подлежала применению как противоречащая Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав …». Согласно ст. 1 Федерального закона субъекты Российской Федерации вправе устанавливать лишь гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом. То есть дополнительные нормы законов субъектов Федерации не могут нарушать права кандидатов и избирателей, гарантированные Федеральным законом.

В данном же случае Законом Дагестана были нарушены права кандидата Ахматова, гарантированные Федеральным законом, вследствие чего поддерживающие его избиратели были лишены возможности голосовать по его кандидатуре. В п. 30 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав …» установлено, что выборы могут быть отложены только в том случае, если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему. То есть в соответствии с Федеральным законом требования обеспечения равного избирательного право определены для всех кандидатов применительно к избирательному округу в целом, а не по отдельным мандатам. Федеральный закон не допускает установления каких-либо особых правил соблюдения «альтернативности» по отдельным мандатам. Указанная альтернативность в соответствии с Федеральным законом обеспечивается только по многомандатному округу в целом. Многомандатный округ является «единым организмом» и не подлежит расчленению на отдельные мандаты. В противном случае рушится весь порядок проведения и подсчета голосов установленный для многомандатных округов. Ведь в случае установления альтернативности по каждому мандату надо было и разделять по каждому мандату графу бюллетеня «Против всех кандидатов».
Действиями окружной избирательной комиссии в отношении Ахматова был нарушен принцип равного избирательного права, что выразилось в следующем. Выборы были отложены окружной комиссией в отношении только одного депутатского мандата, на который претендовал Ахматов.

Однако Федеральный закон допускает отложение выборов только по многомандатному округу в целом. Указанным решением окружной комиссии были созданы различные условия голосования избирателей за отдельных кандидатов в рамках многомандатного округа. А именно: после исключения из избирательной кампании кандидатов, претендующих на один из мандатов, выборы в Кизляре были проведены по двухмандатному округу вопреки утвержденной Народным Собранием Дагестана схеме избирательных округов. Ахматову было предложено участвовать в выборах по избирательному округу, который фактически оказался одномандатным. Все это существенным образом повлияло на искажение волеизъявления избирателей вследствие нарушения равенства прав кандидатов.

Таким образом, введением в ходе избирательной кампании Законом республики Дагестан требований «альтернативности» кандидатур по каждому отдельному мандату был нарушен принцип равного избирательного права, соблюдение которого является необходимым условием свободных выборов (статья 3 часть 3 Конституции Российской Федерации). Отметим, что обязательность этого принципа была подчеркнута в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 1995 по делу о проверке конституционности Закона Чувашской Республики о выборах депутатов Государственного Совета Республики. К сожалению, всех этих нарушений не захотел увидеть Верховный Суд Республики Дагестан, признавший в своем решении от 15 марта 2003 г. законность рассматриваемого решения окружной избирательной комиссии.

Однако 7 апреля 2003 г. Верховный Суд Российской Федерации отменил решение Верховного Суда Республики Дагестан на том основании, что применением новой редакции п. 23 ст. 24 Закона Республики Дагестан «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан» в ходе прошедших выборов был проигнорирован п. 3 ст. 11 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому в случае внесения в период избирательной кампании в закон изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и проведения выборов, указанные изменения и дополнения применяются к выборам, назначенным после вступления в силу этих изменений и дополнений. Соответственно решение окружной избирательной комиссии в отношении Ахматова было признано незаконным. Справедливость восторжествовала и не только в судебных инстанциях. 20 апреля 2003 г. при проведении повторных выборов Ахматов был избран депутатом Народного Собрания Республики Дагестан.

Однако, по нашему мнению, основные выводы из данного дела еще впереди. Народному Собранию Дагестана предстоит рассмотреть вопрос о приведении избирательной системы, применяемой при проведении выборов депутатов этого законодательного органа, в соответствие с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Л.Г.Алехичева,
кандидат юридических наук
22.04.2003


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Лента.Ру: Сторонники дагестанского кандидата открыли стрельбу на избирательном участке

 Российские Вести: Ахметов Р.,Выборы в Дагестане - головная боль Москвы. Прошедшие недавно выборы в Национальное собрание республики сопровождали громкие скандалы

 Дагестанская Правда: Малачилов Х., Выборы: думать о будущем

 Дагестанская Правда: Малачилов Х., Газета «Дагестанцы» и тайна Пифагора




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 19.01.2020

 06.01.2020

 01.12.2019

 13.11.2019

 07.11.2019

 11.09.2019

 11.09.2019

 07.09.2019

 07.09.2019

 04.09.2019

 23.08.2019

 05.08.2019

 02.08.2019

 19.07.2019

 23.06.2019

 14.06.2019

 05.04.2019

 05.04.2019

 01.04.2019

 01.04.2019


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта