Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Политическая партия — это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов. И. Ильин


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


09.08.2020, воскресенье. Московское время 21:41

Обновлено: 17.12.2002  Версия для печати

Центризбирком начал подготовку к проведению выборов в регионах

Сарычев С.

2 и 3 декабря в Белгороде состоялся межрегиональный семинар областей Центрального федерального округа по проблемам взаимодействия избирательных комиссий с органами власти. В его работе участвовали представители Центризбиркома, федеральных органов власти, руководители исполнительных органов власти всех 18 субъектов Федерации, входящих в округ, главы региональных законодательных собраний, представители правоохранительных органов и председатели областных избиркомов, а также представители Центральной избирательной комиссии Украины. Руководили работой семинара председатель Центризбиркома А. Вешняков и полпред президента в округе Георгий Полтавченко. Такой представительный состав специалистов, который удалось собрать в Белгороде, на семинарах Центризбиркома был представлен впервые. Это объясняется тем, что практически завершена работа по совершенствованию законодательной и правовой базы избирательных процессов на общероссийском уровне. До старта новой предвыборной кампании осталось менее года — сначала россиянам предстоит избрать депутатов Госдумы, а весна 2004 г. — время выборов президента страны и большего числа руководителей субъектов Федерации. В связи с этим до конца 2002 г. в стране нужно вновь создать 2758 территориальных избирательных комиссий, в том числе в Центральном округе — 302. Вместе с тем в Москве и ряде областей (Орловской, Рязанской, Тверской, Смоленской) эта работа еще не начата. Председатель Центризбиркома напомнил, что в 2003 г. будет обновлено большинство региональных избирательных комиссий, в частности в Центральном округе — в 17 из 18 областей.

Главным событием семинара стало выступление А. Вешнякова, в котором он изложил типичные проблемы, с которыми сталкиваются в избирательные комиссии в процессе организации выборов в регионах. Проблемы эти могут быть объединены в четыре группы — низкое доверие граждан к существующим избирательным механизмам, участие в избирательном процессе судебной ветви власти, использование на выборах «грязных» технологий и «партийная коррупция». Именно эти проблемы обсуждались весь первый день работы семинара. Проблемой номер один в функционировании избирательной системы является низкое доверие граждан к существующим избирательным механизмам, которое обусловлено несовершенством существующей пропорциональной системы выборов, слабой связью депутатов с избирателями. Решение этой проблемы возможно посредством совершенствования законодательной основы избирательного процесса.

Вторая группа проблем заключается в том, что правоохранительные органы в борьбе с нарушениями избирательного законодательства действуют неэффективно и зачастую пассивно. По словам А. Вешнякова, за 2001-2002 гг. из 60 возбужденных уголовных дел по фактам нарушений избирательного законодательства только 9 дошли до суда. При этом в Тверской области было возбуждено 23 таких дела, а в суд поступило лишь одно. Председатель Центризбиркома считает, что «поступает мало предложений по совершенствованию борьбы с «грязными технологиями» от Генеральной прокуратуры и судов». С другой стороны, суды зачастую неоправданно вмешиваются в ход избирательного процесса. «Необходимо, чтобы каждый участник выборов сделал то, что ему предписывает закон», — подчеркнул А. Вешняков. Он сообщил также, что в конце декабря состоится коллегия Министерства внутренних дел, на которой будет рассмотрена деятельность МВД по пресечению нарушений в области избирательного законодательства.

Наиболее слабым звеном избирательной процедуры является, по мнению А. Вешнякова, некорректность избирательных технологий, «изобретаемых некоторыми политиками и позицией СМИ». По его словам, государство не только готово защитить их от давления со стороны заинтересованных лиц и объединений, но и готовит закон, в котором более серьезно будет поставлен вопрос об ответственности СМИ за распространяемую информацию. Необходимо вести жесткую борьбу с авторами недобросовестной политической рекламы, равно как и с политиками — их клиентами. Причем наказания в виде штрафов, очевидно, недостаточно. Многократное нарушение со стороны СМИ российских законов, в том числе и о выборах, должно привлекать использование такой практики, как его закрытие. Вот почему Центризбирком готовит серьезные поправки в закон, регламентирующий поведение журналистов в период предвыборной кампании. Они касаются СМИ, «постоянно нарушающих выборное законодательство». Суть этих поправок состоит в возможности приостановить деятельность неоднократных нарушителей вплоть до окончания предвыборной кампании. Кроме того, сообщил А. Вешняков, ведется разработка крупного информационно-разъяснительного проекта, призванного популяризовать корректные методы ведения политической борьбы.

А. Вешняков напомнил, что 14 июля 2003 г. заканчивается двухлетний переходный период, и в полной мере вступает в силу закон о политических партиях. С этого времени законодательные собрания регионов не менее чем на 50% должны избираться на основе партийных списков. Он признал, что «случаются еще факты партийной коррупции, когда места в списках продаются». Поэтому, полагает он, в регионах можно было бы ввести «систему так называемых открытых списков, в которых «очередность» кандидатов в депутаты определяется голосованием избирателей». Введение такой системы, полагает глава Центризбиркома, повысит доверие к выборам со стороны избирателей. Во всех регионах Центрального округа уже действуют отделения тех или иных политических партий. При этом, по словам А. Вешнякова, «рекордсменом» является Ивановская область, в которой зарегистрированы 17 отделений партий. В Москве, Московской и Тульской областях действуют отделения 16 политических партий. При этом он уточнил, что во всех 18 областях Центрального федерального округа действуют отделения «Единой России», а в 17 — отделения КПРФ.

Г. Полтавченко, судя по его выступлению, больше всего волнует, как сделать региональные избирательные комиссии независимыми от «административного ресурса». Он заявил, что изменения в выборном законодательстве позволяют это осуществить, к тому же «в избирательные комиссии надо выдвигать не удобных, а грамотных людей». Г. Полтавченко отметил, что главной задачей при реформировании региональных избирательных законодательств является «обеспечение законного волеизъявления граждан и их конституционных избирательных прав». Он призвал к тесным взаимоотношениям избирательных комиссий регионов и законодательных собраний в деле обновления региональной законодательной базы.

Из выступления белгородского губернатора Евгения Савченко стало понятно, почему семинар был проведен именно в Белгороде. Как известно, опыт избирательных комиссий области (http://izbircom.bel.ru), работающих на постоянной основе, — один из первых в России. Постоянная работа комиссии плюс формирование кадровых резервов позволяет белгородскому избиркому подходить к выборам во всеоружии, считает он. Эту точку зрения разделяет и Центризбирком. Тесное взаимодействие белгородского избиркома с органами судебной власти и прокуратуры было отмечено участниками совещания как положительный опыт, который следует взять в качестве примера другим регионам округа. Вслед за Белгородской областью перевели на постоянную основу свои избиркомы еще некоторые российские регионы. Анализу опыта работы избирательных комиссий на постоянной основе и был посвящен весь второй день работы семинара. Создание собственного регионального Избирательного кодекса также было названо перспективным направлением. По словам А. Вешнякова, назрела необходимость выработать некий единый федеральный акт о проведении выборов, и за основу может быть принят Избирательный кодекс Белгородской области.

По мнению Е. Савченко, «главной проблемой выборов является наличие самих выборов». Он является сторонником формирования органов исполнительной власти в регионах не на выборной, а на назначаемой основе. Такой путь позволит автоматически решить проблему «грязевых потоков в СМИ», недовыборов и низкого уровня явки избирателей. Усложняющийся от выборов к выборам избирательный процесс — следствие слабой информированности населения, грубых нарушений, которые допускают порой кандидаты в депутаты, а также деятельность некоторых СМИ, следующих своим коммерческим интересам. «Очень важно, — заявил Е. Савченко — свести все негативные явления к минимуму совместными усилиями федеральных, региональных и окружных властей». Особенно это важно на первых уровнях взаимодействия граждан и структур местной власти и избирательных комиссий.

Сергей Сарычев,
Белгород

Статья опубликована в «Российском региональном бюллетене» №23, 2002 год.




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 01.07.2020

 24.06.2020

 23.06.2020

 23.06.2020

 23.06.2020

 21.06.2020

 14.05.2020

 05.05.2020

 03.04.2020

 21.03.2020

 01.03.2020

 01.02.2020

 19.01.2020

 06.01.2020

 01.12.2019

 13.11.2019

 07.11.2019

 27.10.2019

 11.09.2019

 11.09.2019


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта