Демократия.Ру




Затеяв спор настоящего с прошлым, мы обнаружим, что потеряли будущее. Уинстон Черчилль


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


23.01.2020, четверг. Московское время 21:48

Обновлено: 24.10.2008  Версия для печати

Принудительное спасение

Мереминская Е.

Финансовый кризис принес российскому Центробанку грандиозное расширение полномочий. Законопроекты, одобренные Госдумой, наделяют регулятор правом торговать на открытом рынке и перепродавать проблемные банки, причем даже без их согласия.

Депутаты выдали Центробанку дополнительный мандат на борьбу с кризисом. На дополнительном пленарном заседании Госдумы в четверг они одобрили два соответствующих законопроекта.

Первый законопроект был принят во втором и третьем чтении. Он дает Банку России право покупать и продавать ценные бумаги, в том числе акции компаний на открытом рынке, что превращает регулятор в крупнейшего игрока. Об этой инициативе подробно писала «Газета.Ru».

Второй закон прошел сразу три чтения. Он позволяет запускать процедуру оздоровления банков или, как сказано в тексте «предупреждения банкротства», и фактически воплощает идею, озвученную за два дня до этого премьер-министром Владимиром Путиным. Формально новой функцией наделяется Агентство по страхованию вкладов (АСВ) – оно сможет финансово поддержать покупателя проблемного банка или само купить банк, на эти цели ему выделяется 200 млрд рублей. Но сделать это АСВ сможет только по предложению ЦБ и под его контролем. При этом Центробанк сможет дополнительно финансировать «спасение» угодных ему банков: АСВ будет получать на это у него средства без залогов и сроком до пяти лет.

Критерии, по которым ЦБ может признать банк нуждающимся в его помощи, весьма размыты:

наличие «признаков неустойчивого финансового положения банков, выявление ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов банков».


Владельцы банков, которые не захотят подвергнуться оздоровлению, ничего не смогут противопоставить ЦБ.

«Решение Банка России и АСВ может быть обжаловано в суде, но суд не может принять обеспечительные меры до решения по существу», – пояснил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. В других условиях, признал он, правильнее было бы прописать роль судебной системы с учетом новых функций АСВ и ЦБ, «но сейчас на это нет времени».

«Я мечтал о таком законе 15 лет, – поделился радостью депутат-единоросс Павел Медведев, говоря о втором проекте. – У АСВ появляется возможность решать, что выгоднее: допустить банкротство банка и за него заплатить физлицам и при этом иметь серьезную неприятность от того, что юрлицам заплатят нескоро, или поддержать банк и не дать ему обанкротиться». По его словам, любое спасение банка – благо. «Благодаря этому закону ни один банк во время кризиса обанкрочен не будет», – пообещал председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, единоросс Евгений Федоров.

В условиях кризиса и не стоит давать банкам возможность поспорить с ЦБ, считают эксперты. «Нездоровые банки, если их выявить в ранней критической стадии, принесут системе меньше вреда, чем если позволить им дойти до полной несостоятельности», – объясняет начальник отдела рыночной аналитики ФК «Открытие» Валерий Пивень. «Любая мера по стабилизации финансового сейчас выглядит адекватной, – соглашается начальник департамента международных отношений и межбанковского бизнеса Русского Банка Развития Юрий Амвросиев. – Главное, чтобы меры, предлагаемые Банком России и другими регулирующими органами, не превратились в инструменты недобросовестной конкуренции».

Именно этого и боятся и многие депутаты. «Мы даем Центральному банку уникальные возможности – ни в одной стране такого нет. И тем самым фактически подрываем фондовый рынок», – возмущался по поводу первого законопроекта коммунист Борис Кашин. КПРФ предложила ограничить Банк России только продажей акций, которые лежат у него ненужным грузом, как отчужденные у нерасплатившихся должников. Но сторонники законопроекта пристыдили оппонентов за столь некрасивые подозрения. «ЦБ не будет играть на фондовом рынке. Это же очевидно», – убедительно возразил Резник.

Но больше всего депутатов встревожила возможная коррупционная составляющая «оздоровления» банков. «В каждой статье законопроекта стоит слово «в праве», – обратил внимание лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский. – Если позвонят, придут, дадут конвертик, то ничего не будет».

Очевидно, что здесь возможна неконтролируемая игра с методикой оценки собственных средств банка, большой простор для злоупотреблений и коррупции, заметил Кашин: «Речь идет о законопроекте, содержащем механизм «поддержки» банков для последующего передела собственности».

К тому же объем средств, которые ЦБ и бюджет вправе задействовать для спасения банков, в законе никак не ограничен. Не указано и сколько денег АСВ и ЦБ вправе потратить на поддержку одного банка. «В законе говорится о защите кредиторов банка, но ничего не говорится о защите интересов российских граждан-налогоплательщиков, которые вынуждены расплачиваться за чужие ошибки», – подытожил Кашин.


Екатерина Мереминская
24.10.2008

Статья опубликована на сайте Газета.Ру
Постоянный URL статьи http://www.gazeta.ru/financial/2008/10/23/2863557.shtml


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Мереминская Е., Шувалов поработал Медведевым

 Демократия.Ру: Геращенко В., Кому кризис, а кому — кредит

 Демократия.Ру: Белковский С., Кризис. Отец родной

 Демократия.Ру: Латынина Ю., «Веселуха»

 Демократия.Ру: Панов А., Бараулина А., Никольский А., Хуторных Е., Кредит «Безвозвратный»

 Демократия.Ру: Морарь Н., «Черная касса» Кремля

 Демократия.Ру: Латынина Ю., Нанотехнологии для чайников

 Демократия.Ру: Наджаров А., Мухи-отдельно, котлеты-отдельно. Можно ли в России разделить власть и бизнес?

 Демократия.Ру: Маршалл Голдман, Государственная коррупция по-российски

 Демократия.Ру: Жаворонков П., Происхождение VIPов. Богатство в России остается номенклатурной льготой




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 19.01.2020

 06.01.2020

 01.12.2019

 13.11.2019

 07.11.2019

 11.09.2019

 11.09.2019

 07.09.2019

 07.09.2019

 04.09.2019

 23.08.2019

 05.08.2019

 02.08.2019

 19.07.2019

 23.06.2019

 14.06.2019

 05.04.2019

 05.04.2019

 01.04.2019

 01.04.2019


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта