Демократия.Ру




О свободе надо судить по степени свободы самых низших. Джавахарлал Неру (1889-1964), политический и государственный деятель Индии


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


29.01.2020, среда. Московское время 08:43

Обновлено: 12.09.2001  Версия для печати

Краткий отчет наблюдателей ИРИС на выборах Президента Беларуси 9 сентября 2001 года

9 сентября 2001 года состоялись выборы Президента Республики Беларусь, на которых в качестве международных наблюдателей были аккредитованы и сотрудники Института развития избирательных систем.

Наблюдатели ИРИС провели наблюдение на 20 избирательных участков в г. Минске (№ 6, 30, 77-82), Минской области (№ 1, 17, 19, 34, 37, 42, 43), Ивьевском районе Гродненской области (№ 1, 4) и в избирательной комиссии Фрунзенского района г. Минска.

Избирательные комиссии. Кодексом повышен статус избирательных комиссий как независимых органов. Предусмотрена возможность образования комиссий, отражающих различные социальные группы населения. Комиссии формируются из представителей политических партий, других общественных объединений, избирателей в трудовых коллективах и граждан путем подачи заявления. Субъекты, участвующие в формировании избирательных комиссий, поставлены в равные условия, и их заявления рассматриваются в порядке поступления. Они наделены правом выдвижения по одному своему представителю в каждую окружную, территориальную и участковую избирательную комиссию.

Cледует oтметить, чтo ocущеcтвлять меpoпpиятия пo избирательному процессу, в тoм чиcле и пo выдвижению пpетендентoв в члены избиpательныx комиссий мoжнo тoлькo пocле oфициальнoгo oпубликoвания pешения oб oбъявлении выбopoв - такую пpактику уcтанoвила Центpальная кoмиccия, пoэтoму к рассмотрению принимались лишь пpoтoкoлы, заявления, датиpoванные не ранее 8 июня 2001 года.

Подготовка членов избирательных комиссий. За десять лет структура избирательных комиссий провела выборы в четвертый раз. Предыдущий председатель ЦИК Беларуси Гончар – самый перспективный претендент на пост президента – пропал без вести несколько лет назад. Сам ЦИК теперь – маленькая организация, подчиненная президентскому аппарату. Постоянной структуры на местах не существует, и члены избирательных комиссий назначаются на каждые выборы.

Участковые комиссии возглавлялись представителями местной исполнительной власти, колхозов, директоров школ и главных врачей поликлиник

Наблюдатели. Статус наблюдателя (ст. 13, 155 Избирательного кодекса, принятый 4 июля 2000 года). Отдельное внимание уделено статусу наблюдателя, в том числе - международного. Летом 2000 года в статьи 13 и 155 Избирательного кодекса были внесены дополнения, которые, во-первых, ввели само понятие "наблюдатель", а во-вторых, содержали перечень действий, которые мог осуществлять наблюдатель в день выборов на избирательном участке или на заседании избирательной комиссии. При этом порядок выдвижения наблюдателей политическими партиями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и избирателями на республиканских и местных выборах отнесен к компетенции Центризбиркома.
Наблюдатель – депутат Палаты представителей, член Совета Республики, депутат местного Совета депутатов, доверенное лицо кандидата в президенты Республики Беларусь, а также лицо, уполномоченное политической партией, другим общественным объединением, трудовым коллективом, гражданами, осуществляющие наблюдение за подготовкой и проведением выборов Президента Республики Беларусь в соответствии с установленным Избирательным кодексом Республики Беларусь порядком.
Иностранный (международный) наблюдатель – лицо, представляющее иностранное государство или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов в соответствии с установленным Избирательным кодексом Республики Беларусь порядком.

Следует отметить, что Избирательный кодекс Республики Беларусь в статье 13 предусматривает, что наблюдатель не вправе:

· Заниматься агитацией в любой ее форме;
· Оказывать кандидатам в Президенты Республики Беларусь какую-либо информационную, методическую, финансовую или иную помощь;
· Создавать препятствия в проведении голосования;
· Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
· Вести опросы граждан, прибывших для голосования и проголосовавших;
· Создавать препятствия для нормальной работы комиссий, заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов и проведения голосования;
· Находиться у столов выдачи бюллетеней, у кабин и ящиков для голосования;
· Вмешиваться в работу комиссий, заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов;

Есть и другие ограничения, прописанные в Кодексе. Вообще в конце Статьи 13 содержится любопытная формулировка – «Вмешательство лиц…. в работу комиссий, проведение заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов не допускается. Лица, препятствующие работе комиссий, проведению заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов, а также проведению голосования, по распоряжению председателей соответствующих комиссий, председательствующих на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов удаляются с заседаний, из помещений для голосования.» Эта часть и является основной при общении наблюдателей и председателей избирательных комиссий, которые воспринимают положения Статьи 13 как дающие им неограниченные полномочия по удалению любых наблюдателей, как только они начинают задавать вопросы или добиваться исправления некоторых нарушений.

В Статье 13 изложены и права наблюдателей, где перечислены такие права, как, например

· право присутствовать на заседаниях соответствующих комиссий;
· присутствовать на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики;
· присутствовать при пломбировании или опечатывании ящиков для голосования;
· находиться в день голосования в помещениях для голосования с момента пломбирования или опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования;
· присутствовать при досрочном голосовании, голосовании по месту нахождения граждан;
· наблюдать за выдачей бюллетеней, ходом голосования, соблюдением установленного настоящим Кодексом порядка голосования;
· обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой, счетной комиссии или его заместителю;
· получать информацию о результатах подсчета голосов и составлении протоколов соответствующих комиссий о результатах выборов, референдума, голосования об отзыве депутата;
· знакомиться с протоколами участковых комиссий о результатах голосования и протоколами соответствующих комиссий о результатах выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, подписанными и направленными в вышестоящую комиссию в соответствии с настоящим Кодексом;
· изготовить копию протокола участковой комиссии о результатах голосования своими силами и средствами;
· знакомиться с решениями заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики.

В Избирательном кодексе остались неурегулированными в правовом плане отношения между членами избирательных комиссий и общественными наблюдателями при подсчете голосов на избирательном участке. Оптимальным было бы предоставление наблюдателям права находиться возле стола, где ведется подсчет голосов, на таком расстоянии, которое давало бы им возможность обозревать содержимое избирательных бюллетеней. Обойдя молчанием этот вопрос, законодатель фактически дал карт-бланш возникновению конфликтных ситуаций на избирательном участке.

Иностранный (международный) наблюдатель вправе совершать те же действия, что и белорусский наблюдатели, а также:

· Встречаться с кандидатами в Президенты Республики Беларусь, доверенными лицами кандидатов;
· После голосования излагать свое мнение о законодательстве Республики Беларусь о выборах;
· Проводить пресс-конференции и обращаться в СМИ.

Есть и другие моменты, которые законодатель посчитал нужным отдельно оговорить в законе, например, то, что «Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя проводится за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств».

Списки избирателей. Размер участка в Беларуси может достигать 3000 человек. Основанием для внесения в списки является прописка, регистрация или вид на жительство, а также просто временное нахождение на территории участка. Председатели комиссий очень туманно излагали свои действия в случае, если на участок приходит кто-то, кто прописан и должен голосовать в другом месте. В выборах президента могли принимать участие и граждане других государств, если у них есть вид на жительство.

Бюллетени. Бюллетени для голосования выполнены на обычной белой бумаге формата А4, без водяных знаков или какой-либо защиты, что существенно облегчает возможность их подделки, замены и фальсификации. С обратной стороны бюллетени должны быть подписаны не менее двумя членами участковой избирательной комиссии. По закону не требуется проставлять на бюллетенях печать избирательной комиссии. После голосования неиспользованные бюллетени должны погашаться, что не везде соблюдалось.

Досрочное голосование. При досрочном голосовании не на всех участках были установлены кабины для голосования. Не всегда допускались наблюдатели на досрочное голосование. В соответствие с избирательным законодательством Республики Беларусь, досрочное голосование проводится только в участковых избирательных комиссиях и начинается за пять дней до голосования. Досрочное голосование проходит в присутствии как минимум двух членов участковой избирательной комиссии и проходит с 10 до 14 и с 16 до 19 часов. Следует отметить, что в случае второго тура досрочное голосование не проводится. В Избирательном Кодексе специально оговаривается, что официального подтверждения причин невозможности избирателя в день голосования прибыть на избирательный участок не требуется. Поэтому не удивительно, что на основе наших данных с участков, в которых нами проводилось наблюдение процент проголосовавших досрочно в среднем составил 28, 5% избирателей – это по сравнению с 3-4% в России.

Охрана и действия милиции. Можно было ощутить, насколько глубоко укоренилось восприятия этих выборов как ненужной формальности – в столице мы видели всего один плакат и три места, где представители оппозиционного кандидата раздавали листовки. В день выборов охрану участков было очень непросто заметить. Позже мы видели пожарных и представителей медслужбы. Открытого воздействия на избирателей не наблюдалось.

На нескольких участках мы наблюдали сразу нескольких представителей местной власти, которые приветствовали входящих избирателей.
В одном случае мы были свидетелями открытой пропаганды на участке (за президента Лукашенко) со стороны одной восторженной бабушки, которую не удалось утихомирить даже усилиями милиции.

Голосование. Голосование начинается в 8 часов, соответственно на всех участках к этому моменту урны для избирательных бюллетеней уже опечатаны и опломбированы. Не везде они предъявлялись для осмотра наблюдателям.

Избирательные бюллетени, особенно – на избирательных участках в сельской местности и небольших городах, зачастую выдавались без документа, удостоверяющего личность, по приглашению на выборы, медицинской книжке, пенсионному удостоверению. Это вполне возможно в силу того, что в списки избирателей не заносятся паспортные данные гражданина и полный адрес его постоянного места жительства. Так, на избирательных участках в сельской местности, в соответствующую графу заносится только название населенного пункта (причем это не зависит от размера деревни).

Нередки случаи так называемого «семейного голосования», когда в кабине для голосования одновременно находилось несколько человек. С технической точки зрения, расположение на избирательном участке ящика для голосования и кабины не всегда отвечало требованию достаточной зрительной видимости.

На нескольких избирательных участках была замечены агитационные материалы: на информационных стендах можно было найти наряду с общей информацией о кандидатах, плакаты с из программными тезисами, а также газеты, содержащие агитацию за того или иного кандидата.

На одном из участков мы обнаружили специальные открытки для тех, кто голосовал в первый раз, подготовленные местной исполнительной властью.

Подсчет голосов на участке для голосования

Избирательные участки закрываются в 20:00. С этого момента начинается подсчет голосов. Хотя Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов распространяла методические материалы о последовательности шагов в подсчете голосов, участковая избирательная комиссия, на которой мы проводили наблюдение, проигнорировала и рекомендованную последовательность и пропустила некоторые действия (например, погашение избирательных бюллетеней).

Следует отметить и низкий уровень технической оснащенности избирательных комиссий, что существенно затрудняет их работу.

Протокол участковой избирательной комиссии
Протокол участковой избирательной комиссии содержит девять строк, в отличие от протокола российского, содержащего 18 строк.
Заполнение протокола участковой избирательной комиссией заняло половину всего времени, потраченного на подсчет голосов в целом.

После подписания протокола участковой избирательной комиссии он представляется в районную, городскую избирательную комиссию, а также в орган, образовавший участковую комиссию, для информации.

В вышестоящей избирательной комиссии составляется протокол результатов голосования на уровне района и сводная таблица с суммарными данными по районам. Этот протокол в электронном виде передается в вышестоящую комиссию. Система передачи данных рудиментарна и соответствует общему восприятию важности избирательной системы.




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 19.01.2020

 06.01.2020

 01.12.2019

 13.11.2019

 07.11.2019

 11.09.2019

 11.09.2019

 07.09.2019

 07.09.2019

 04.09.2019

 23.08.2019

 05.08.2019

 02.08.2019

 19.07.2019

 23.06.2019

 14.06.2019

 05.04.2019

 05.04.2019

 01.04.2019

 01.04.2019


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта